основано в 1991 году

Подробный технический обзор активных беспроводных колонок KEF LSX на сайте iXBT.com
02.03.2021

 

Обзор активных беспроводных колонок KEF LSX

на специализированном российском информационно-аналитическом сайте iXBT.com (http://www.ixbt.com


 

Содержание:

Собрать большую и красивую многокомпонентную систему Hi-Fi — задача пусть и не самая простая, но вполне выполнимая при наличии достаточного бюджета. А вот что делать, если стоит задача получить хороших звук, но при этом в списке требований также присутствуют стильный внешний вид, компактность и удобство использования приобретаемого продукта? В таком случае возможности выбора ограничиваются довольно узким кругом моделей «продвинутой» активной акустики, об одной из которой мы и поговорим.

Героиня сегодняшнего обзора — стереосистема KEF LSX является «младшей сестрой» получившей в свое время немало восторженных отзывов модели LS50 Wireless, которая при всем своем великолепии обладала одним весьма существенным минусом — внушительной ценой. Стоимость KEF LSX тоже впечатляет, но все-таки она пониже и уже сравнима с Hi-Fi комплектами начального уровня. При этом колонки компактные и действительно здорово выглядят.

При этом акустика получила излучатели Uni-Q, обеспечивающие весьма интересное звучание, а также поддержку максимума возможных источников звука: от стриминговых сервисов и DLNA-серверов до плееров, подключенных через аналоговый вход. Стереосистема уже успела собрать немало восторженных отзывов и наград — посмотрим на нее настолько пристально, насколько получится. Перечислить все возможные функции, настройки и варианты использования вряд ли удастся — их очень много, но постараемся остановиться на основных и самых интересных.

Технические характеристики

ВЧ-излучатель ∅19 мм, алюминиевый купольный диффузор
СЧ/НЧ-излучатель ∅115 мм, кольцевой диффузор из алюминиево-магниевого сплава
Заявленный частотный диапазон 49 Гц — 47 кГц (More bass extension)
52 Гц — 47 кГц (Standard)
55 Гц — 47 кГц (Less bass extension)
Мощность усилителей НЧ/СЧ — 70 Вт
ВЧ — 30 Вт
Максимальное звуковое давление 102 дБ
Подключение
  • Оптический вход TOSLINK
  • Аналоговый Aux (jack 3,5 мм)
  • RJ45 Ethernet
  • Bluetooth 4.2
  • Wi-Fi 2.4 ГГц/ 5 ГГц, IEEE 802.11a/b/g/n
Выходы RCA для сабвуфера 
Поддерживаемые Bluetooth-кодеки SBC, AAC, aptX
Максимальное разрешение аудио 24 бит/192 кГц
Поддержка сторонних сервисов AirPlay 2, Roon, Spotify Connect, Tidal
Габариты 240×155×180 мм
Масса (левая/правая) 3,5 / 3,6 кг
Рекомендуемая цена 59 900 ₽. на момент тестирования

Упаковка и комплектация

Поставляются колонки в довольно сдержанно оформленной коробке, внутри которой все элементы комплектации надежно удерживаются вставками из пенистого материала.

В комплект поставки входят две колонки: ведущая и ведомая, пульт дистанционного управления, кабель для соединения динамиков длиной 3 метра, два кабеля питания длиной 2 метра, плюс печатные материалы.

Дизайн и конструкция

Выглядит акустика, как мы уже упоминали выше, очень интересно. Доступны пять вариантов цветового оформления: классические черный и белый, а также голубой, бордовый и оливковый.

Особый акцент производитель делает на том, что оформлением занимался британский дизайнер Майкл Янг — на передней стенке оливковой версии, которая и была у нас на тестировании, даже есть его автограф. 

Колонки крайне компактные, они прекрасно поместятся и будут отлично смотрется хоть на небольшом рабочем столе, хоть на полке или стойке для мультимедийной системы…

Размеры каждой из колонок — всего 240×155×180 мм, а вот вес при этом довольно солидный — порядка 3,5 кг. 

Белые KEF LSX имеют лаковую отделку, остальные же обтянуты тканью от широко известной в узких кругах датской компании Kvadrat. Выглядит это здорово, на ощупь — еще лучше. Ну а насколько практично — может показать только долговременное использование.

 

На переднюю панель нанесены логотип производителя и уже упомянутый выше автограф – оформление максимально сдержанное.

Но самое интересное здесь — это, конечно, динамики. По внешнему виду это не очень заметно, но у каждой колонки их два, причем работают они от отдельных усилителей: мощностью 70 Вт для СЧ/НЧ-диапазонов и 30 Вт для высоких частот. Функция кроссовера, как и масса других, возложена на встроенный DSP, он же при необходимости выделяет НЧ-диапазон при подключении сабвуфера.

Используемые в акустике модули Uni-Q — это два излучателя, как бы «вложенные» друг в друга. Твитер имеет алюминиевый купол размером 19 мм, а СЧ/НЧ секция — кольцевой диффузор из алюминиево-магниевого сплава диаметром 115 мм. Помимо компактности такое решение, по замыслу разработчиков, обеспечивает избавление от проблем с фазовыми искажениями.

Под динамиками расположены разноцветные светодиодные индикаторы режимов работы устройства. Если присмотреться, можно заметить, что внутри кольца индикатора у ведущей колонки размещено окно приемника ИК-сигнала от пульта дистанционного управления.

На задних стенках расположены панели для управления и подключения, а также отверстия фазоинверторов.

Ведомая колонка, в отличие от множества других 2.0 решения не является пассивной — у нее есть собственные ЦАП и усилитель, а сигнал в нее приходит в цифровом виде — посредством беспроводного подключения или через кабель с разъемом RJ-45. На ее задней панели расположились разъем питания, порт для подключения к основной колонке и кнопка активации беспроводного сопряжения с ней плюс небольшой светодиодный индикатор его состояния.

А вот у основной колонки сзади масса всего интересного, включая порт USB с помощью которого можно зарядить гаджет-источник звука.

Чтобы не вдаваться в долгое перечисление, просто позаимствуем иллюстрацию из инструкции к устройству — так будет проще и нагляднее.

Порт фазоинвертора выполнен в виде рупора и имеет диаметр от 35 мм в самой узкой части до 55 мм в самой широкой.

На верхней части корпуса колонок нет ничего особо интересного — все та же ткань без каких-либо декоративных элементов. Что, кстати, прекрасно: сдержанность в данном случае — одна из основ стильного внешнего вида.

На дне расположена накладка, на которую нанесена краткая информация об устройстве. На нее же наклеены резиновые ножки. Наклеены, кстати, идеально ровно — наш внутренний перфекционист настолько доволен, что даже слегка заметный стык полосы ткани, которой обтянут корпус, не может его смутить.

В центре площадки находится крепление 1/4"-20 UNC для установки акустики на стойку. 

Скажем пару слов и о «богатом внутреннем мире» ведущей колонки. Элементы в ней расположены максимально плотно, даже трубу фазоинвертора пришлось изогнуть дважды — иначе бы не поместилась.

Полный разбор колонки возможен, но потребует довольно много усилий. А обратный процесс и вовсе может оказаться затруднительным. Тем не менее, внутрь мы все-таки заглянем хотя бы немножко. Передняя панель снимается довольно легко, на ней закреплен динамик, под ним — плата индикатора.

Нам в данном случае интересно то, что к динамику приходит две пары проводов от двух разных усилителей — все по-честному.

Маркировка излучателя подсказывает нам, что его импеданс — 4 Ома. Правда не очень понятно, имеется в виду сопротивление какого-то одного из излучателей или обоих…

Внизу расположена плата блока питания. Плата усилителя мощности, судя по иллюстрациям от производителя, размещена вдоль задней стенки.

Судя по ней, качество монтажа отличное — все аккуратно, следов неотмытого флюса и прочих изъянов на платах нет. В целом, ничего другого мы от KEF и не ожидали.

Сняв заднюю стенку, видим крепления платы усилителей и два радиатора. Которые, кстати, довольно ощутимо греются во время работы. На работоспособность устройства это никак не влияет, потому особых акцентов на этой особенности делать не будем.

Ну и под конец буквально пара слов про пульт дистанционного управления. Он довольно оригинальный, кнопки расположены почти заподлицо с панелью и нажимаются с ощутимым усилием — к этой особенности нужно немного привыкнуть.

Функции кнопок вновь перечислять не будем — положимся на иллюстрацию из инструкции к устройству, где все наглядно показано.

Питается пульт от элемента CR0032, расположенного за съемной крышкой в нижней части корпуса. Снимается она очень легко, но держится при этом вполне надежно.

Подключение

Непосредственно подключение KEF LSX — процесс крайне простой. Включаем обе колонки в розетку, а дальше решаем, как мы будем соединять их между собой. Можно нажать кнопки сопряжения на задних стенках, описанные выше — в течение нескольких секунд колонки «найдут» друг друга и будут работать вместе. Либо можно использовать проводное подключение при помощи витой пары с разъемами RJ45 — в комплекте есть трехметровый кабель, большинству пользователей его вполне хватит. Оба варианта хороши и обеспечивают стабильное соединение, но разница все же есть, и она в разрешении передаваемого сигнала: 24 бит/48 кГц «по воздуху» и 24 бит/96 кГц по кабелю.

Индикатор на ведущей колонке начинает мигать белым и желтым — акустика готова к дальнейшей настройке для работы с имеющимися в наличии источниками и стриминговыми сервисами. Начнем разговор об этом здесь, а продолжим уже в следующей главе, где будем говорить об особенностях настройки стереосистемы.

Первое, что стоит сделать — это установить на какой-либо из своих гаджетов два приложения: KEF Control и KEF Stream. Можно, конечно, этого и не делать — колонки работают и в полностью автономном режиме. Но очень многие ключевые функции будут недоступны, что лишает приобретение столь «продвинутой» акустики смысла — для банального проводного подключения можно предпочесть решение и попроще.

Первым делом переходим в KEF Control, откуда и осуществляется первоначальная настройка. После установки приложение предлагает согласиться с условиями использования и выбрать настраиваемую стереосистему из выпадающего списка — ПО также работает с колонками KEF LS50 Wireless. Далее пользователю предлагается подключить питание обеих колонок.

Проверяем, что индикатор мигает должным образом, даем необходимые разрешения. Приложение предлагает открыть настройки Wi-Fi и подключиться к сети KEF LSX. При подключении к гаджетам под управлением iOS также доступна опция соединения посредством Airplay 2, которая делает процесс ощутимо более простым. Мы же посмотрим на чуть более длинный путь.

Далее использовавшийся для настройки подключения гаджет нужно вернуть обратно в домашнюю сеть, после чего приложение бодро рапортует о том, что все готово.

После этого мы попадаем на экран с небольшой интерактивной «обучалкой», которая показывает, что кнопки сверху позволяют выбрать нужный вход, иконка в центре открывает KEF Stream и так далее — все есть на скриншотах ниже. Остаемся на главном экране, куда скоро вернемся.

С проводным подключением все просто, а вот на Bluetooth-соединении остановимся чуть подробнее. Активировать его можно с помощью кнопки на задней стенке ведущей колонки или прямо из приложения. Ну а дальше все как всегда — находим акустику в соответствующем меню гаджета, да подключаем. При использовании устройств под управлением Android автоматически задействуется кодек aptX.

Мультипоинт колонки не поддерживают, при активации сопряжения установленная связь с источником теряется, что было проверено попыткой одновременной работы со смартфоном под управлением Android и ПК с Windows 10. Параллельно с помощью утилиты Bluetooth Tweaker был получен список поддерживаемых кодеков и их режимов.

Необходимый минимум кодеков имеется: aptX, AAC, SBC. Возможно, кому-то хотелось бы увидеть в акустике такого уровня и aptX HD, например. Но, как мы убедимся ниже, Bluetooth-подключение — далеко не основной способ воспроизведения музыки на KEF LSX, так что этих трех вполне достаточно. А вот чего слегка не хватает, так это возможности подключения посредством USB — колонки явно можно использовать в качестве настольного решения, такая опция наверняка пригодилась бы многим.

Настройка

KEF LSX предлагает пользователю довольно много настроек, в которых имеет смысл немного разобраться, чтобы обеспечить максимально комфортную эксплуатацию и устраивающее качество звучания. Переходим в соответствующий раздел KEF Control. На первой вкладке можно настроить задержку перед автоматическим переходом в ждущий режим, активировать кабельное подключение, а также поменять местами левый и правый каналы, если вдруг понадобится. В разделе с настройками громкости можно выставить шаг ее изменения, а также ограничить максимальное значение.

Если обновления найдены, система попросит подключить колонки с помощью кабеля, после чего перейдет к загрузке.

Далее отдельно обновляется каждая колонка, система перезагружается — и готово, новая версия установлена. У нас весь процесс занял 12 минут, но тут все зависит от размеров пакета, скорости интернет-соединения и так далее, конечно.

В разделе «дополнительных настроек» не так много опций: можно добавить еще одну акустику, да отказаться от отправки аналитической информации разработчикам. Мы же переходим к самому интересному — настройкам звучания. Используемый по умолчанию профиль, как заверяет производитель, способен обеспечить «изысканный звук» без всяких дополнительных настроек.

Тем не менее, KEF LSX предлагает возможность создать свой профиль, в котором звук можно настроить в соответствии с условиями эксплуатации акустики и пожеланиями пользователя. Раздел с базовыми настройками помогает выбрать режим использования колонок — на стойках или на столе, задать расстояние до стены и размер комнаты… И с помощью неких алгоритмов встроенного DSP адаптирует звук.

«Продвинутые» настройки позволяют тонко настроить режимы «стола» и «стены» и срез высоких частот, включить или выключить коррекцию фазовых искажений и даже изменить подачу низкочастотного диапазона. Об этом мы еще поговорим в разделе, посвященном звучанию стереосистемы. Пока же отметим, что на той же вкладке приложения можно активировать подключения сабвуфера и настроить частоту кроссовера для него.

Эксплуатация

Управление стримингом аудио на колонки осуществляется через отдельное приложение под названием KEF Stream. Оно предлагает массу вариантов послушать музыку — постараемся рассмотреть основные. После установки программа предлагает возможность подключить новую аудиосистему или поискать уже подключенные и доступные в используемой сети. Выбираем второй вариант — видим наши KEF LSX. Остается согласиться с подключением — и готово.

На домашнем экране отображаются плейлисты, список избранного и последние воспроизведенные файлы. Изначально он, естественно, пуст. Все опции собраны в меню, появляющемся по клику на иконку в верхнем левом углу экрана. Начнем с проигрывания файлов, сохраненных непосредственно на смартфоне. После их сканирования приложение формирует довольно удобную библиотеку с корректно работающим поиском и тремя вкладками: артисты, треки и альбомы.

В общем, все как в других плеерах, немного не хватает лишь возможности напрямую просматривать папки с музыкой. Окно плеера довольно стандартное — есть все необходимое, включая регулировку звука. При запуске нового трека есть небольшая пауза — по всей видимости, она необходима для буферизации. К этой особенности быстро привыкаешь, но в первое время она немного раздражает.

KEF Stream можно связать с установленным на гаджет приложением от Spotify — в итоге становится доступен стриминг на колонку непосредственно из последнего, что довольно удобно. При этом сохраняется возможность «на лету» переключаться между устройствами с сохранением позиции в играющем треке — эту опцию в приложении Spotify особенно ценят многие из его пользователей.

Ну и, конечно, пусть и официально недоступный в России, но весьма популярный у ценителей хорошего звука Tidal. Авторизуемся и слушаем — все очень просто. Доступны и списки избранного, и плейлисты, и подборки от редакторов сервиса.

Клик по иконке в правом верхнем углу позволяет перейти к программе KEF Control, которая нам уже знакома. Ну и, если к домашней сети подключено более одной стереосистемы — можно переключаться между ними. Легко «подхватила» система и находящийся в той же сети DLNA-сервер — никаких дополнительных действий не потребовалось. Кстати, LSX может взаимодействовать и с системами на базе Roon, в подробности настройки которого мы вдаваться не будем — это совершенно отдельная история.

В меню настроек можно включить функцию проигрывания без пауз — она имеет статус Beta, но вполне корректно работает. Там же можно просмотреть и отредактировать список колонок и настроить отправку аналитической информации разработчику.

Звук и измерения АЧХ

Звучат KEF LSX гораздо интереснее, чем можно было бы ожидать от колонок такого размера. Конечно, забыть про их компактность не получится: любителям «глубокого баса» можно сразу посоветовать дополнить систему сабвуфером — благо, такая возможность предусмотрена. Воспроизведение низкочастотного диапазона стартует от 50 Гц. При этом подается он неравномерно и периодически звучит довольно гулко, что особенно хорошо заметно при прослушивании сольных партий на бас-гитаре, например. Возникает желание немного «подровнять» звук: снять акцент на непосредственно басе и добавить нижней середины. Вероятно, объясняется это особенностями работы фазоинвертора, к которым мы еще вернемся.

Зато тональный баланс в СЧ/ВЧ-диапазонах очень порадовал — все звучит пусть и не идеально «мониторно», но приятно и комфортно, без раздражающих особенностей вроде «песка», «звона» и прочих там неприятностей с сибилянтами. В итоге мы имеем довольно ровную подачу с заметно форсированным в соответствии с запросами широкого круга слушателей басом, желание создать акцент на котором определило ряд особенностей звучания.

На этом перейдем к измерениям — для начала взглянем на график АЧХ, полученный традиционным для наших обзоров способом: при размещении измерительного микрофона по нормали к поверхности динамика на расстоянии 60 см. Обычно мы ориентируемся на высокочастотный динамик, в данном случае он расположен в центре СЧ/НЧ-излучателя.

Проведение измерений АЧХ активной акустики с неотключаемым стандартными средствами DSP осложнено тем, что вариантов звучания в разных режимах его работы множество — показать все нереально. Как основу для измерений мы выбрали профиль Default, который сам производитель называет достаточным для комфортного прослушивания в большинстве случаев. В качестве способа воспроизведения тестового сигнала выбран стриминг по сети — он явно задумывался как один из основных режимов работы и будет использоваться потенциальным слушателем чаще, чем проводное и Bluetooth-подключение.

Обращаем внимание читателей, что все графики приводятся исключительно как иллюстрации — по ним не стоит судить о качестве тестируемой акустики. Результаты измерений могут существенно меняться в зависимости от положения микрофона, используемых компонентов звукового тракта, параметров комнаты для прослушивания и так далее.

График отлично иллюстрирует все, сказанное выше — акцент на низкочастотном диапазоне, довольно неприятный провал в нижней середине, плюс весьма «ровные» СЧ и ВЧ-диапазоны. Хорошо видны и пики в басовом регистре, которые ответственны за некоторую «гулкость» его звучания. И вот тут мы посмотрим на график кумулятивного затухания спектра (он же «водопад», waterfall).

Видно, что дольше всего затухают частоты в районе 30 Гц — по всей видимости, именно на эту частоту настроен фазоинвертор акустики. Что, кстати, крайне низко для столь компактного полочного решения. Но есть и еще один пик — в районе 60 Гц, который предположительно можно связать с изогнутой формой фазоинвертора. Плюс довольно явно прослеживаются резонансы корпуса, которые тоже вносят свой вклад в особенности звучания баса. Ну а теперь попробуем немного поэкспериментировать.

Первым делом посмотрим, как влияет на АЧХ смена типа подключения. А никак не влияет, что прекрасно. Встроенный DSP обеспечивает одинаковое звучание, вот только при аналоговом подключении он, видимо, все-таки не функционирует. Ну, или переходит в другой режим работы.

Далее попробуем перемещать измерительный микрофон в горизонтальной плоскости — отклонимся на 30 и 60 градусов. Как можно заметить, характер звучания не слишком изменяется, но при сильном отклонении дополнительно акцентируется низкочастотный диапазон, отчего эффект «гудения» становится еще более очевидным.

Ну и немного «поиграем с настройками». Первым делом попробуем активировать три режима передачи низкочастотного диапазона: Less, Standard и Extra. Разница заметна, но не слишком – скажем прямо. Чуть «поддать баса» она позволит, но рассчитывать на большее не приходится. Режим Less Bass даже более интересен — на слух бас становится пусть и менее акцентированным, зато более «собранным» и четким.

Далее у нас два режима адаптации к помещению для прослушивания. Первый называется Desk Mode — «настольный режим», если переводить дословно. Вот, как описывает его производитель: «Этот параметр определяет область «присутствия» (170 Гц +/- 1 октава), слишком высокое значение делает звук нечетким, а слишком низкое — отдаленным и пустым». Посмотрим на графики в среднем значении и в максимальном.

Wall Mode — «настенный режим». Вот, что по его поводу пишет разработчик акустики: «Эта настройка регулирует все частоты примерно от 500 Гц и ниже, вызывая более широкие изменения, чем в настольном режиме, выпадение этих частот делает звук дребезжащим, в то время как слишком большое значение может перенасытить общую картину низкими частотами». И снова максимальное и среднее значение, плюс дефолтный график для сравнения.

Ну и, наконец, Treble Trim — срез высоких, который в инструкции на русском переведен как «Балансировка высоких частот». Вновь цитируем описание: «Настраивает частоты выше 500 Гц, с акцентом на частотах от 2,17 Гц. В обставленной комнате звук может казаться приглушенным, а в комнате с минимальной меблировкой он может звучать резко. Включайте настройки для обставленной комнаты, чтобы уменьшить эффект приглушения, или настройки для комнаты с минимальной меблировкой, чтобы уменьшить резкость звука».

Как видно, все режимы работают и обеспечивают ровно тот профиль эквализации, который описан производителем. А уж как он повлияет на восприятие звучания конкретным слушателем — вопрос открытый. Подбирать нужное значение каждого из параметров нужно экспериментально. Но для начала стоит попробовать послушать музыку с дефолтным профилем — возможно, к «продвинутым» настройкам рука и не потянется.

Итог

Как мы и говорили в самом начале, KEF LSX — это отличное решение для тех, кто ценит компактность, привлекательный дизайн и удобство в использовании. Да, за сравнимую стоимость можно собрать неплохую Hi-Fi систему начального уровня, но у всех свои приоритеты. Многим пользователям нужно красивое, простое и универсальное решение, за счет малых габаритов не претендующее на звание доминирующего элемента интерьера комнаты. И вот тут-то на сцене и появляются KEF LSX, которые обеспечат все это, плюс вполне качественный звук.

Передача низкочастотного диапазона не лишена особенностей, но с ними довольно легко смириться. А если вдруг не получилось — всегда можно добавить в систему сабвуфер. Порадует KEF LSX и требовательных слушателей, у которых уже есть «большая акустика», но нужна еще одна пара — для размещения в спальне или кабинете, например. В общем, вариантов использования множество, а решение для своего сегмента явно знаковое — у многочисленных хвалебных отзывов вполне есть основания.


 

Вернуться на предыдущую страницу
Похожие новости