Автор Анатолий Максименко. Ссылка на оригинал статьи
Колонки в наибольшей степени определяют характер звучания аудиосистемы, находясь на стыке инженерии и искусства. И, подобно музыкальным инструментам, огромное значение имеет репутация и «бэкграунд» производителя – и компания Morel за почти полвека смогла накопить столь солидный опыт, что даже бюджетные полочные мониторы Avyra 622 от Morel вызывают живейший интерес.
В следующем году израильская компания Mordechai Electroacoustics (Morel) будет праздновать 50-летний юбилей. За эти годы фирма заслужила авторитет во многих областях аудио – от проектирования и производства динамиков, в том числе и для сторонних производителей акустических систем, до акустики для дома и компонентов кар-аудио. И в каждой области Morel смогла добиться впечатляющих результатов и стать одним из крупных игроков.
При создании акустических систем компания Morel зачастую избегает идти проторенной дорогой, выбирая свой путь. И в этом помогает тот факт, что АС компании базируются на собственных динамиках, что позволяет разработчикам учесть все самые тонкие нюансы конструкции излучателей и, что называется, раскрыть их потенциал в полной мере.
Кроме того, контроль над полным циклом разработки и производства, включая производство динамических головок, даёт возможность достичь высоких показателей в соотношении качества и цены акустических систем – коротко говоря, предложить качественное звучание по доступной цене. И красноречивой иллюстрацией этого тезиса могут служить полочные мониторы Morel Avyra 622, входящие в бюджетную линейку акустики бренда Avyra.
В серию акустики Avyra компании Morel кроме двухполосной полочной модели 622 входит 2,5-полосная напольная акустическая система 633, колонка центрального канала C5 и целое семейство активных сабвуферов Avyra Subwoofer с фирменными драйверами диаметром от 8 до 12 дюймов и пассивными излучателями. Таким образом, на базе этой серии можно создать не только стереосистему, но и полноценную систему окружающего звучания для домашнего кинозала – быть может, лишь акустики Dolby Atmos будет не хватать для продвинутых инсталляций.
Но вернёмся к полочным АС Morel Avyra 622. Это классические двухполосные пассивные мониторы в довольно крупных корпусах. Высокочастотный диапазон обслуживает фирменный твитер с мягким текстильным куполом диаметром 28 мм. Купол пропитан оригинальным составом Acuflex, который призван бороться с локальными резонансами. Звуковая катушка намотана алюминиевым проводом, что позволило снизить её вес и, как следствие, вес всей подвижной системы. Твитер слегка утоплен в металлический фланец, образуя волновод, оптимизирующий диаграмму направленности.
Остальная часть рабочего диапазона поручена СЧ/НЧ-динамику с коническим диффузором диаметром 160 мм, произведенному, естественно, Morel. Диффузор выполнен из полипропилена по фирменной технологии one-piece, когда крупный пылезащитный колпачок составляет с самим диффузором единое целое, увеличивая жёсткость конструкции. Звуковая катушка здесь тоже использует алюминиевую проволоку, выполнена по запатентованной технологии EVC (External Voice Coil) и имеет диаметр 75 мм. Завершает картину мощный двойной магнит, обеспечивающий минимальные искажения. Драйвер работает в фазоинверсном акустическом оформлении – крупный порт фазоинвертора выведен на заднюю стенку корпуса, что необходимо учитывать при установке мониторов – слишком малое расстояние до задней стены может привести к деградации отдачи по басу.
Технические детали, касающиеся кроссовера, производитель не сообщает – известно лишь, что частота раздела расположена здесь довольно низко и составляет 2,2 кГц. Для подключения усилителя предусмотрена одна пара качественных винтовых акустических терминалов – двухкабельное подключение (биампинг или бивайеринг) производитель не приветствует.
Корпуса мониторов Morel Avyra 622 выполнены из МДФ и оклеены тёмно-серой шероховатой плёнкой. Дизайн оживляют боковые накладки, которые, на первый взгляд, воспринимаются как сделанные из натурального дерева. Но нет, это тоже МДФ, отделанная матовой плёнкой, имитирующей древесный шпон. Надо отметить, весьма правдоподобно имитирующей! Интересно, что сделано это не столько из желания сэкономить (хотя, учитывая стоимость акустики, и из-за этого тоже), сколько из-за того, что эти накладки – не только элемент дизайна.
Дело в том, что разработчики Morel принципиально не используют внутри корпуса какие-либо звукопоглощающие материалы и перегородки. Они убеждены (и эти убеждения подкреплены исследованиями и измерениями), что наполнители, которые обычно используют для минимизации отражений и борьбы со стоячими волнами внутри корпуса, поглощают звуковую энергию динамиков, что пагубно влияет на качество звучания. В связи с этим, упомянутые задачи инженеры решают за счёт специально рассчитанной формы корпуса и дополнительных элементов – таких, как боковые накладки у Morel Avyra 622, которые изготавливаются на станках с ЧПУ. Эти накладки могут быть не только в плёнке, имитирующей шпон натурального дерева, но и в белом или чёрном цвете. Но, признаюсь, на мой вкус дизайн с «деревянными» накладками для Avyra 622 наиболее удачный.
В комплекте с колонками идут защитные грили из акустически прозрачной ткани с магнитными креплениями, украшенные логотипами Morel. Отдельно нужно упомянуть фирменные опциональные стойки. Конечно, использовать именно их вовсе не обязательно, особенно с учётом немалой стоимости (около 53 тысяч рублей за пару) – подойдут любые надёжные спикерстенды любого стороннего производителя. Однако, я бы настоятельно рекомендовал приобрести для установки Morel Avyra 622 именно фирменные стойки. И вот почему – во-первых, это очень качественные спикерстенды. Они тяжёлые (10 кг каждый) даже будучи пустыми. Есть возможность их утяжелить при желании. Они оснащены кабель-каналом, что позволяет замаскировать акустический кабель, идущий к мониторам. Но главное – они идеально гармонируют с колонками по дизайну, составляя единое целое. Мониторы Morel Avyra 622 на фирменных стойках смогут стать украшением самого изысканного интерьера – супруга останется довольна!
Прослушивание мониторов Morel Avyra 622 проходило в одной из демонстрационных комнат дистрибьютора бренда с начальной акустической подготовкой. Партнёром выступал интегральный усилитель с сетевым стримером IOTAVX MA3. Тестовый материал стандартного и высокого разрешения воспроизводился с сервера NAS в корпоративной сети.
Часто мониторами называют любые полочные колонки, то есть, акустические системы, предназначенные для установки на стойки. И это не совсем корректно. Да, действительно, полочная акустика по форм-фактору схожа со студийными мониторами, но зачастую на этом сходство и заканчивается. Ровная подача всего частотного диапазона, нейтральность и отсутствие попыток приукрасить музыкальный материал – всё то, что является догмой для студийной акустики, вовсе не обязательно для домашних колонок, которые вполне могут иметь свой уникальный почерк и особенности звучания.
И в этом контексте Morel Avyra 622 – мониторы в полном смысле слова. Очень ровный тональный баланс сочетается здесь с аккуратным препарированием самых мелких деталей звукового полотна. При этом, разработчикам удалось избежать специфики студийного инструментария – эти мониторы совсем не скучны и не пресны. Акустика способна передать эмоции музыкальных произведений, середина здесь тепла и шелковиста, а воздушные ВЧ деликатно инкрустируют звуковое полотно хрустальными брызгами. Многое, конечно, зависит от качества записи – здесь Avyra 622 схожа со студийной акустикой, которая никогда не будет пытаться маскировать огрехи звукорежиссёра. Возможно, покупка этих колонок заставит более придирчиво взглянуть на вашу фонотеку.
А что же с басом? Вопрос, который всегда выходит на первый план при тестировании полочной акустики. Нет, чуда не произошло, и Avyra 622 не пыталась низвергнуть нас в тектонические глубины инфразвука. И это хорошо! Чётко отграничивая низкочастотную часть спектра в соответствии со своими возможностями, мониторы смогли обеспечить очень живой, быстрый и упругий бас. Удар большой бочки ощущался не только на слух, но и тактильно (либо мониторы создавали такое впечатление), а ритм, задаваемый контрабасом, буквально заставлял ноги пускаться в пляс.
Отметим также способность Avyra 622 уверенно выступать в самых разных жанрах – от камерной классики и БСО до клубного джаза и тяжелого блюза, от классического рока до электронной музыки – везде Avyra 622 были убедительны в рамках своих возможностей. То есть, к примеру, симфонические полотна в исполнении БСО или стадионный драйв рок-команды мониторы аккуратно масштабировали до размеров комнаты. При этом, впечатления масштабности действия сохраняются в полной мере. Достичь подобного – дорогого стоит. Впрочем, в случае Morel Avyra 622 – не очень и дорогого!
Тип – полочные акустические системы | Название – Morel Avyra 622 | Цена, руб. – 139 990 | Частотная характеристика, Гц – 35 – 20 000 (+2 / -3 дБ) | Число полос – 2 (ВЧ – 1 х 28 мм, мягкий купол Acuflex, алюминиевая звуковая катушка; СЧ/НЧ – 1 х 160 мм, алюминиевая звуковая катушка EVC диаметром 75 мм) | Частота раздела кроссовера, Гц – 2 200 | Акустическое оформление – фазоинвертор, порт на задней стенке корпуса | Сопротивление, Ом – 4 | Чувствительность, дБ – 88 (2.0 В @ 1 м) | Максимальное звуковое давление, дБ – 103 | Максимальная подводимая мощность, Ватт – 160 (в пике до 1 кВт) | Габариты одной колонки (В x Ш x Г), см – 36 x 24,1 x 27,1 | Вес одной колонки, кг – 8,0
Плюсы: воздушное, детальное звучание, выразительный басовый регистр, стильный дизайн, качественные материалы, тщательная сборка и отделка
Минусы: потребуется внимание к подбору усилителя
Дизайн – 95
Качество изготовления – 95
Звучание – 95
Эргономика – 95
Итого – 95
Классические полочные мониторы от знаменитого производителя динамических головок подтвердили – в Morel знают секрет, как заставить колонки звучать. А стильный дизайн и безупречная отделка Morel Avyra 622 станут приятным бонусом. Только не жалейте денег на фирменные стойки и достойный усилитель!