Автор: Николай ЕФРЕМОВ. Ссылка на оригинал статьи на сайте Salon AV
Что делать, если комната маловата даже для компактных напольных систем, а музыку в хорошем качестве слушать хочется? Ответ прост: найти полочные мониторы аудиофильского класса, способные создать впечатляющее звуковое давление.
Например, такие, что сейчас перед нами.
Да и вообще, есть такое правило жизни: полочные (или как сейчас принято говорить, стендовые) системы при той же цене, что и напольные, будут гораздо более высокого класса. И это понятно: чем меньше средств требуется на изготовление корпуса и его отделку, тем больше будет вложено в динамики и фильтры.
Кроме того, благодаря компактным размерам и близкому расположению излучателей частотные полосы лучше согласуются по времени, что даёт заметный выигрыш при построении звуковой сцены. На звуковых аспектах мы остановимся особо, но чуть позже.
Частичка истории
Несмотря на то, что конструкция модулей Uni-Q, объединяющих среднечастотный диффузор и купольный твитер, почти за 35 лет своего существования выверена практически до идеала, её реализация всё же не одинакова в линейках KEF разного уровня. Кроме того, многое зависит от корпуса, конструкции фазоинвертора и т.д. — как известно, в Hi-Fi, и уж тем более High End, мелочей не бывает.
Именно мысль о мелочах приходит в голову при взгляде на мониторы Reference 1 Meta: сначала видишь лаконичную стильную внешность, и тут же понимаешь, насколько она гармонично увязана с чисто инженерными аспектами.
Широкое кольцо вокруг излучателя Uni-Q, зрительно уравновешивающее лицевую панель, одновременно является важным акустическим элементом Shadow Flare, который снижает дифракцию звуковых волн, возникающую вследствие их взаимодействия с корпусом. Кольцо по сути является коротким волноводом, направляющим значительную часть звуковой энергии, излучаемой Uni-Q, вперёд, а не в стороны. При этом повышается разборчивость звучания в том диапазоне, в котором наш слух наиболее чувствителен к различным искажениям. И это плюс к тому, что по своей сути сборка Uni-Q и без того имеет временные (т.е. фазовые) характеристики, близкие к характеристикам точечного источника звука. Таким образом, в модели Reference 1 Meta мы имеем идеально согласованный излучатель в максимально продвинутой реализации.
Кольцо по сути является волноводом, направляющим значительную часть звуковой энергии, излучаемой Uni-Q вперёд, а не в стороны.
И, конечно, приставка Meta — она свидетельствует о том, что в сборке Uni-Q используется одна из самых последних разработок KEF — элемент из метаматериала (MAT), о котором мы неоднократно рассказывали. Это круглая пластина с многочисленными выступами, образующими лабиринт, и каждый его сегмент поглощает определенную частоту. Эффективность MAT специалисты KEF сравнивают с чёрной дырой, поглощающей до 99% заднего излучения твитера (для справки: традиционно применяемый синтепон абсорбирует не более 60%). Кроме того, благодаря улучшениям конструкции удалось достичь лучшей стыковки 5-дюймового среднечастотника и дюймового твитера на частоте раздела 2100 Гц.
Нижняя полоса воспроизводится 6,5-дюймовым (16,5 см) драйвером с массивным магнитом и вентилируемой звуковой катушкой, которая для снижения массы намотана алюминиевым проводом. Алюминиевый диффузор в виде вогнутой полусферы чрезвычайно жёсткий, чем обеспечивается его работа в поршневом режиме с малыми искажениями во всей рабочей полосе. Нижнюю границу рабочего диапазона можно регулировать в пределах 37 — 40 Гц, меняя длину фазоинвертора с помощью вставок, имеющихся в комплекте. Как показывает наш опыт, это действенный инструмент рум-коррекции — настройкой порта можно частично ослабить комнатные резонансы.
Корпуса всех моделей серии Reference разработаны с использованием метода конечных элементов, что позволило оптимизировать конструкцию и расположение внутренних распорок, подавляющих вибрации стенок. Основное же демпфирование обеспечивается технологией CLD (Constrained Layer Damping), в соответствии с которой передний щит состоит из двух алюминиевых пластин, между которыми проложен слой эластомера, превращающего энергию вибраций в тепло. Такая же прокладка имеется между щитом и остальным корпусом. Масса монитора впечатляет — 18,2 кг.
Так что Reference 1 Meta не только совершенное инженерное изделие, но и частичка истории.
Большую часть своей продукции KEF производит в Азии, но флагманские серии, такие как Blade, Muon и Reference, собираются вручную на фабрике в Кенте, Великобритания. И что интересно, в том же самом здании, в котором ранее располагалась компания Kent Engineering & Foundry, от которой пошло современное название бренда. Так что Reference 1 Meta не только совершенное инженерное изделие, но и частичка истории.
Эксклюзивность модели подчеркивается и разнообразием вариантов отделки, представляющих собой различные сочетания цветов как самого корпуса (чёрный, белый, шпон ореха), так и покрытия среднечастотных диффузоров (с6ребристый, тёмно-серый, ярко-синий, шампань, медный). Гамма на редкость эффектная, качество изготовления и отделки безукоризненное.
Для Reference 1 Meta были разработаны массивные (8 кг) стойки S-RF1, которые приобретаются отдельно.
Пространственно-временной континуум
Для испытаний мониторов была собрана система, подходящая не только по качественному уровню, но и по мощности. Чувствительность Reference 1 Meta невысока, 86 дБ, и это типичный показатель для мониторов высокого класса. Чтобы прокачать их как следует, мы задействовали пару усилителей мощности Tone Winner AD-2500PRO с AV-процессором AD-7300HD в качестве предварительного усилителя. Все коррекции и преобразования были отключены. Источники — CD-проигрыватель TY-1CD и сетевой плеер WiiM Pro.
В таком окружении поверить, что играют относительно небольшие мониторы, было довольно сложно. Три полосы в компактном корпусе — вещь впечатляющая.
В таком окружении поверить, что играют относительно небольшие мониторы, было довольно сложно. Три полосы в компактном корпусе — вещь впечатляющая. В то время, как напольные системы дают более распределённую энергетическую составляющую, у Reference 1 Meta звуковое давление воспринимается монолитным, собранным в ударную волну с мгновенным фронтом. Такая синхронность, кстати, характерный признак грамотно спроектированной акустической системы, в которой все составляющие — динамики, фильтры и корпус — работают как единое и гармоничное целое. В этом и заключается главное преимущество мониторов перед напольными системами.
Впрочем, бас у Reference 1 Meta совсем не «мониторный». Даже если не наращивать фазоинвертор, низкие ноты могут уходить достаточно глубоко, но без явной опасности вызвать нежелательный отклик комнаты. И вот ещё что: звукорежиссёры при сведении фонограмм прикладывают массу усилий, чтобы в готовом треке бас-гитара не сливалась с большим барабаном, и это у них обычно получается.
А вот у акустических систем, особенно фазоинверторных, — крайне редко, и ритм-секция зачастую воспринимается как однородный не слишком внятный гул где-то на заднем плане. Reference 1 Meta чётко разделяет басовые ноты и по характеру атаки, и по тембру, поэтому ритмический рисунок считывается гораздо легче. Здесь сказывается и абсолютно инертность корпусов, которые ничего не вносят в звучание даже на большой громкости. Кроме того, при установке мониторов на стойках, как в нашем случае, басовики находятся достаточно далеко от пола, и отражения также картины не портят.
Это фирменный почерк Uni-Q, который в нашем случае он приобретает исключительную чёткость благодаря инженерным решениям, описанным выше.
Ещё одно явное преимущество мониторов — способность строить по-настоящему тёхмерную пространственную картину. Это фирменный почерк Uni-Q, который в нашем случае приобретает исключительную чёткость благодаря инженерным решениям, описанным выше. На многих треках музыкальная картина строится как бы без участия мониторов, и большинство виртуальных источников располагаются примерно в полуметре за передней линией.
Отмечу также феноменальную детальность в среднем диапазоне, благодаря которой на редкость точно передаются тембры и иные особенности музыкальных инструментов. В характере твитеров отсутствует резкость, поэтому Reference 1 Meta даже не очень качественный цифровой контент воспроизводят, не утомляя слух.
Вообще же в звучании этих мониторов чувствуется классический британский аристократизм, что ставит их выше многих конкурентов аналогичной стоимости.
СИСТЕМА
Производитель: KEF Audio Ltd (Великобритания)
Конфигурация: 3 излучатели, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот (короткий/длинный порт: 40 — 45000/37 — 45000 Гц (-6 дБ) || Нижняя граница рабочего диапазона по -6 дБ: 30 Гц || Чувствительность: 86 дБ (2,83 В/1 м) || Частоты раздела полос: 450, 2100 Гц || Номинальное/минимальное сопротивление: 4/3,2 Ом || Рекомендуемая мощность усилителя: 50 — 200 Вт || Максимальное звуковое давление: 111 дБ || Нелинейные искажения в полосе 40 Гц — 100 кГц: <0,5% (90 дБ, 1 м) || Варианты отделки: три цвета корпуса плюс пять цветов СЧ-диффузора || Габариты с грилем и терминалами: 440 x 205 x 422 мм || Масса (одной): 18,2 кг || Цена за пару мониторов/стоек: 990 990/139 990 руб.
Вернуться на предыдущую страницу