Тест 10-дюймового сабвуферного динамика ESB 3.10D2 Tremila (3000 серия)
Не стану скрывать, акустика ESB серии 3000 (Tremila) – одна из моих любимых: сбалансированная, музыкально универсальная, предсказуемая в настройке. Да и вообще, её звуковая подача как-то хорошо «ложится на ухо». Поэтому когда появилась возможность пощупать саб из этой же серии, не стал упускать эту возможность.
В лаборатории оказалась 10-дюймовая модель ESB 3.10D2 с катушкой 2+2 Ом, но, к сведению, есть ещё версия 4+4 Ом, она обозначается ESB 3.10D4. Цена на обе модели на момент теста – 19990 рублей (по данным интернет-магазина компании «ММС», официального дистрибьютора ESB в России).
Первое, что привлекло внимание – диффузор. Вернее, его фронтальная часть сферической формы.
Материал похож на полипропилен. Фронтальный элемент приклеен к основному конусу точно по внутренней части подвеса.
Сам конус, впрочем, выполнен традиционно – из непрессованной целлюлозы.
Корзина – штампованная. Вроде бы простая, но на удивление очень хорошо заглушенная – при простукивании вообще никаких призвуков.
Мотор собран на двух 15-сантиметровых ферритовых кольцах и закрыт защитным кожухом. Охлаждение и декомпрессия – через осевой канал и окна под центрирующей шайбой. Механический ход приличный – при продавливании диффузора достать катушкой нижнюю шайбу магнитопровода нереально.
Сама звуковая катушка – 2-дюймовая.
Для лучшего понимания геометрии намотки снял с мотора защитный кожух. Толщина верхней шайбы магнитопровода – 8 мм, здесь она определяет высоту магнитного зазора и, соответственно, длину рабочей части катушки.
Судя по видимой части катушки вне зазора, линейный ход должен составлять что-то около 1 см в каждую сторону. Ну или если считать Xmax с небольшим падением BL (так делают некоторые производители), то получается ещё немного больше. Короче, ещё не насос, но при необходимости может помолотить диффузором, не уходя при этом в разнос.
Динамик, как обычно, размял перед измерениями – сначала лёгкий «мануальный массаж» центрирующей шайбы, потом терзания на синусе с низкой частотой. Сразу скажу, что конкретно в данном случае для стабилизации параметров понадобилось чуть больше времени, чем обычно. Т. е. на практике сабу нужно дать поработать какое-то время, первое впечатление наверняка окажется обманчивым.
После разминки параметры заметно приблизились к заявленным, хотя динамик всё равно получился немного жёстче. Впрочем, дальнейшее моделирование показало, что принципиально эта разница меняет немного, основная концепция сохраняется.
Заявленные/фактические параметры ESB 3.10D2:
* - результат измерения при последовательном включении катушек
Мотор достаточно сильный. Резонансная частота для 10-дюймового саба низкая, и это достигнуто не столько мягкостью шайбы, сколько массой подвижки. Как по мне, соблюдён тонкий баланс – динамик далеко не нежный легковес, но с таким сочетанием параметров для нормального усилителя проблемой не станет.
Теперь лёгкий анализ работы динамика. Снова применил методику снятия характеристик в ближнем поле (микрофон практически у самого диффузора) – по ней наглядно видно, где в динамике возникают резонансы. И вот тут ESB прямо порадовал: составная конструкция диффузора явно дала свои результаты – практически никаких механических призвуков в подвижке не возникает. Значит, можно ожидать чистого и неокрашенного баса (собственно, это и на деле подтвердилось).
По искажениям картина типичная для сабвуферных динамиков, хотя, по большому счёту, придраться тоже особо не к чему.
Описание приводит вполне конкретные рекомендации по акустическому оформлению, причём даже с размерами корпусов. А для фазоинверторного – даже в двух вариантах – с круглым и щелевым портами.
Для понимания идеи производителя моделирую рекомендуемые оформления с параметрами из описания (как обычно, учёт влияния салона по передаточной характеристике Тома Ньюзена):
Обратите внимание, вариант со щелевым портом формально почти такой же, как и с круглым, но за счёт того, что порт узкий и вытянутый, происходит демпфирование воздушной массы (упрощённо можно сказать, что воздух сильнее «трётся» о стенки), и его характеристика оказывается ближе к ЗЯ (в программе расчёта это можно учесть в параметре QL, потери оформления).
Рекомендации выглядят вполне разумными, хотя ЗЯ можно смело уменьшить без ущерба для баса – в 18 литрах результирующая добротность Qtc как раз выходит на классическое значение 0,7, а в 16 литрах Qtc получится 0,73 – тоже вменяемо. Это особенно актуально для стелсов, где битва порой идёт за каждый литр объёма.
Попробовал в деле. В закрытом ящике ESB выдал неожиданно глубокий для своего калибра бас. Пожалуй, в этом он способен потягаться с иными 12-дюймовыми моделями. Сам бас без сухости, немного «округлый» что ли. Но достаточно собранный и какой-то плотный, без размазни и тянущихся нот. Я бы сказал, «мясной».
Вариант с ФИ я бы рассматривал, только когда количество баса в приоритете над качеством. Хотя, если подрезать сабсоником самый-самый инфраниз, который обычно не несёт музыкальной информации, можно получить весьма неплохой компромиссный результат. Причём в этом случае я бы выбирал именно вариант со щелевым, а не с круглым портом.
В первую очередь к этому сабу можно присмотреться, когда нужно уместиться в минимальный объём – ESB 3.10 будет нормально играть в корпусе с чистым объёмом от 16 до 20 литров.
Саб, скорей всего, не зайдёт любителям сухого «академичного» баса, а вот если нужен плотный, мясной характер, он подойдёт отлично. К тому же ESB способен забираться неожиданно глубоко для 10-дюймового калибра.
Разменом за эти способности стало закономерное снижение чувствительности, но не настолько, чтобы это стало проблемой – оформление и салон добавляют к опорному значению несколько децибел даже в ЗЯ. От ФИ можно получить прибавку ещё больше, хотя это уже совсем другая история.
Ломовой усилитель этому сабу не нужен, хотя лично я предпочитаю иметь хотя бы небольшой запас мощности, так что смотрел бы в сторону моноблоков (или двухканальников в мостовом включении), способных выдать хотя бы 400 Вт на 4 Ом (ну или на 2 Ом для версии 3.10D4).
Ну и напоследок. В лаборатории сабвуфер пришлось разминать немного дольше обычного, так что не пугайтесь, если в первое время он будет играть «как-то не так». Дайте ему размяться, при стабилизации параметров звучание меняется достаточно сильно. Зато потом бас получается весьма и весьма «вкусный».