от Онлайн Издания CARMUS
Когда-то (а точнее, в 2003 году), ESB сделали две модели автомобильной акустики Series 6000, которые внешне различались цветами диффузоров: синие – у Blue Note, красные – у Hard Rock. Первая была ориентирована на любителей классики, джаза и лёгких инструментальных жанров, а вторая – на отъявленных рокеров. С тех пор прошло немало времени, но идея «специализации», похоже, продолжает воплощаться в жизнь.
В начале этого года в лаборатории побывала «карбоновая» 5000 серия Cinquemilla, и она, как оказалось, тяготеет к музыке пожёстче. А сегодня в лаборатории – серия 3000 Tremila, которая оставила впечатление более универсальной. Продажи этой серии только начинаются, так что сейчас самое время поделиться результатами.
И да, сразу отвечу на частый вопрос. Как и серия постарше, Tremila будет продаваться покомпонентно, комплектами для поканалки и комплектами с пассивными кроссоверами. Так что при желании твитеры, мидбасовые динамики, среднечастотники и даже есть одна широкополосная (вернее, СЧ/ВЧ) модель динамиков – всё это можно будет купить раздельно.
Цены попадают в средний сегмент. Например, твитеры ESB 3.28 из сегодняшнего теста стоят 6990 рублей, а среднечастотники ESB 3.90 и мидбасовые динамики ESB 3.165 – по 9990 рублей. Всё одним комплектом (он имеет модельный индекс ESB 3.6K3) можно купить за 26990 рублей. А этот же комплект, но вместе с пассивным кроссовером (ESB 3.6K3 + ESB 3.6K3CX) – за 35990 рублей.
Начну с мидбасовых динамиков ESB 3.165. Выглядят зачётно, аж под сетки прятать не хочется. Их тут, кстати, и нет, поэтому либо ставим динамики в доработанные штатные места, либо делаем кастомные грили.
Каждый динамик имеет индивидуальную маркировку серийного номера на верхнем подвесе.
Диффузоры – целлюлоза с влагозащитной пропиткой и полимерным покрытием лицевой стороны. Практически классика.
Корзины, традиционно для ESB, – из конструкционного пластика. Судя по описанию, это ABS со стекловолоконным армированием. Имел дело с подобными филаментами в 3D-печати, штука реально крепкая.
Кстати, обратите внимание на отверстия по периметру мотора. Воздух выводится в них из пространства под центрирующей шайбой. Получается, что при движении диффузора воздух прокачивается непосредственно вдоль катушки – такое охлаждение получается эффективней, чем с обычным осевым каналом в керне.
Центрирующие шайбы имеют прогрессивный профиль – от центра к краям шаг и глубина «волн» увеличиваются. Геометрию мотора внешне проследить невозможно, но в описании указана высота намотки катушки 10,5 мм и высота магнитного зазора – 4 мм. Т. е. «рабочая» часть катушки – примерно 38%. Нормально, потом посмотрим, что будет с контролем на НЧ.
Теперь среднечастотники ESB 3.90. Их номинальный размер – 3,5 дюйма, диаметр внешнего фланца – ровно 10 см.
Конструктивно это смасштабированные мидвуферы – тот же материал диффузора, те же корзины из конструкционного пластика. Даже охлаждение организовано аналогично.
Разве что подвесы имеют обращённый профиль и не выступают за фланец, как говорится, «от слова совсем» (хоть мне не нравится эта фраза, но пускай будет).
В отличие от мидбасовых динамиков, к среднечастотникам грили идут в комплекте. Вернее, сетки, которые просто вставляются в пазы на фланцах, не увеличивая установочный размер динамика.
Твитеры ESB 3.28 выполнены корпусах той же формы, что у уже упомянутых Cinquemila (Series 5000). Размер куполов – 28 мм. Только материал в это раз – шёлк. Причём не такой уж и простой – ткань отформована в каком-то полимерном связующем. Описание называет его Torcon.
Под полупрозрачным куполом, если сильно постараться, можно рассмотреть демпфирующий материал, который тоже получил своё название – dB Cloth (что-то хлопковое, судя по всему).
В комплекте – чашки для внешнего монтажа (можно использовать для изготовления подиумов) и адаптеры для штатных мест с «ушками».
Для мидбасовых динамиков параметры хорошо совпали с заявленными. Для среднечастотников есть небольшая разница, но она оказалась даже в лучшую сторону.
Заявленные/фактические параметры НЧ/СЧ динамиков ESB 3.165:
Заявленные/фактические параметры СЧ динамиков ESB 3.90:
Динамик – прямо как по учебнику. Ровная АЧХ без сильных выбросов на верхнем краю диапазона. Разве что лёгкий провал АЧХ чуть выше 1 кГц «приземляет» эту идиллию, но сильно общую картину не портит.
Судя по ступеньке фазовой характеристики, его причина – лёгкий резонанс где-то в подвесах. Зато диффузор ведёт себя отменно – переход из поршневого режима в модальный спокойный, конус не начинает ломаться и «звенеть».
С искажениями картина пристойная. Причём даже на НЧ особо вверх не лезут. Причина – удачная геометрия намотки звуковой катушки, позволяющая усилителю неплохо контролировать динамик.
Среднечастотник старается играть вверх, но размеры и масса подвижки не позволяют ему работать широкополосником. Но АЧХ по оси, надо признать, достаточно ровная, причём даже небольшой разворот не приводит к появлению откровенных горбов и провалов. В настройке динамик обещает оказаться предсказуемым и не слишком трудным.
Сильных фазовых скачков не наблюдается. Разве что выше 5-6 кГц болтанка начинается, но там уже размеры самого динамика сказываются. А резонанс в области около 1,5 кГц получился неплохо задемпфированным. В общем, нормально.
А вот график искажений даёт понять – ниже 200-250 Гц динамику неуютно. Это важно учесть при настройке.
Классическая «шёлковая» АЧХ с лёгким спадом на самом верху. В информативной области – абсолютно горизонтальная (по крайней мере, по оси), без перекосов, которые нужно было бы нивелировать настройками.
Фаза не скачет – купол абсолютно не ломает, резонансов в нём не возникает. Похоже, материал Torcon и правда работает хорошо.
Искажения невысоки, рост КГИ начинается только ниже 2 кГц. Однако третья гармоника начинает ползти вверх уже ниже 3 кГц, так что оптимальная настройка ФВЧ – никак не ниже 3,5 кГц (для определённости, 12 дБ/октава).
Ну вот и до «музыкальной специализации» дошёл. Если упомянутая выше Cinquemila подстёгивала сделать погромче и врубить рок пожёстче, то Tremila больше тяготеет к живому. Инструментал, джаз, классика – вот такую музыку хочется слушать больше.
Рискую нарваться на гнев дистрибьютора ESB, но в чём-то Tremila мне показалась даже интересней, чем Cinquemila (несмотря на то, что последняя стоит выше в модельном ряду). Она хоть и не хлещет жёстким драйвом на рокешнике, но звуки-то в кашу тоже не смешивает. Так что я бы назвал её более универсальной что ли.
Твитеры ESB 3.28
Большое достоинство твитеров – звучат подробно, легко, и в то же время очень живо и неутомительно. Верха без жёсткости, но я бы не назвал их мягкими. Что-то среднее. Причём такой саунд очень естественно ложится на ухо, особенно если слушаешь «живой» инструментал – без синтетической остроты, но с хорошей детализацией. Лично мне такая подача зашла (хотя многое, конечно, многое от остальных компонентов будет зависеть).
Твитеры лояльны к углам разворота – можно ориентировать даже в лоб, не опасаясь явной привязки звука к ним. Конечно, если не промахнуться с местом установки и не наловить отражений.
НЧ/СЧ динамики ESB 3.165
Мидбасовые динамики хорошо показывают себя не только в трёшке, но и в двухполоске: стыковка с твитером вообще никаких проблем не вызывает. Даже запас есть – можно немного подвигать частоту раздела и поиграться с порядками.
Бас с долей жирка, но умеренной, плотность сохраняется. С глубиной для 6,5-дюймового калибра тоже всё в порядке – до сабвуфера дотягивает легко. Классический такой «дверной» динамик.
Среднечастотники ESB 3.90
Серединки на слух достаточно ровные. Пытаются забраться вверх и даже прикинуться широкополосниками. На деле они таковыми, конечно, не являются, но при стыковке с твитерами дают свободу – до 6-7 кГц дотягивают с хорошей линейностью.
Внизу начинают уверенно играть уже от 150-200 Гц, но если не хотите получить зажатую динамику, ФВЧ лучше настраивать не ниже 300 Гц. Если что, при прослушивании я ставил динамики в объёмы примерно по 2 литра. Поэкспериментировал с тесными объёмами, но нет, они всё же любят свободу.
Жанрово универсальная акустика, позволяющая настройками «вылепить» нужный саунд. Звучат без жёсткости, но легко и ровно. Про такие можно сказать так – если не знаете, что брать – берите Series 3000 Tremila, не ошибётесь.
Двухполоска или трёхполоска – лучше исходить из конкретного автомобиля. Важно, что в обоих вариантах можно стыковать полосы без особых проблем: в динамиках нет артефактов, которые нужно было бы обходить настройками. Ну а от чего вообще отталкиваться при настройках, чтобы «попасть» в возможности динамиков, я вроде как уже постарался разобрать.
PS. К слову, о возможности купить всё раздельно или комплектами. На момент теста серия Tremila только поступает в продажу в России, и стал известен список компонентов, которые будут доступны. Должен сказать, приличный такой получился: