Совсем недавно Ground Zero обновили акустику серии Hydrogen, и почти сразу после анонса по ней поступило несколько вопросов, так что не мог обойти её вниманием. По случаю был в компании MMS (это, кто не в курсе, официальный дистрибьютор GZ), а там и образец как раз подвернулся. В общем, комплект уехал в лабораторию. Акустика оказалась действительно интересная, со своим характером, который придётся по душе многим ценителям SQ с «домашним» саундом. Но это я уже забегаю вперёд, лучше обо всём по порядку.
Для начала о ценах. Серия Hydrogen находится примерно в середине модельного ряда GZ, цена на компонентный комплект с пассивными кроссами GZHC 165.2 на момент этого теста составляет 34990 рублей. Для поканалки можно купить компоненты раздельно: пара мидбасовых динамиков GZHK 165 стоят 23990 рублей, пара твитеров GZHT 25S – 7990 рублей.
Исполнение динамиков понравилось: увесистые, сборка аккуратная, в руках держать приятно.
Литые корзины, к слову, взяты из более дорогой серии Uranium – добротные такие, с толстыми крепкими фланцами, массивными спицами.
Диффузоры целлюлозные, но не совсем привычные. Это не тонкая звонкая прессованная целлюлоза, но и на классическую непрессованную не похожа – на ощупь что-то среднее. Хотя к непрессованной, пожалуй, всё же ближе.
С лицевой стороны нанесена демпфирующая пропитка. Центральные колпачки пластиковые, но довольно мягкие. Верхние подвесы – резиновые, с плавным переходом от конусной части к самому подвесу.
Подвесы диффузоров (не только верхний, но и в первую очередь центрирующая шайба) достаточно мягкие. Это потом и по параметрам будет видно – эквивалентный объём Vas выше, чем «в среднем по больнице».
Снял с магнита резиновый кожух. Толщина верхней шайбы магнитопровода – 6 мм. Увидеть катушку снаружи невозможно, но вряд ли она выходит из зазора больше чем на 4-5 мм с каждой стороны, так что в зазоре в любом случае находится не меньше трети намотки. Это хорошо для контролируемости динамика усилителем, хотя делать окончательные выводы лучше после измерений и пробы в деле.
Диаметр катушки – 1,5 дюйма, намотана ССА-проводом. Охлаждение и декомпрессия внутреннего пространства – через осевой канал в керне и окна в корзине под центрирующей шайбой. В целом мотор «дышит» хорошо.
В комплекте к мидбасовым динамикам идут грили – простые, но аккуратные. Сетки за счёт подштамповок не звонкие. Крепление колец – под динамики.
Небольшие аккуратные логотипы идут отдельно – их можно наклеить на сетки уже после установки. Или не наклеивать. Или наклеить, но не на сетки. На выбор, в общем.
Твитеры идут в классических чашках для врезного монтажа. Излучающие купола – шёлк в полимерном связующем. Аксессуаров для внешней установки не предусмотрено, но этот способ действительно можно оставить акустике попроще.
Твитеры не откровенно крупные, но глубина чуть больше, чем обычно принято делать. В описании упомянута, дословно, «двойная акустическая камера». Подробностей найти не удалось, но, судя по результатам измерений, твитеры действительно нетривиальные: с такими ровными АЧХ и ФЧХ ещё поискать, да и звучат очень приятно. Но об этом будет чуть дальше.
Кроссоверы – в узнаваемых «гэзэшных» корпусах. Размеры не гигантские, но крупнее среднестатистических.
Впрочем, компактность принесена в жертву содержимому – «правильные» резисторы в аттенюации твитера, плёночный конденсатор, даже джамперы вызывают уважение своей массивностью. Разве что одна единственная катушка в цепи НЧ/СЧ звена – на ферритовом сердечнике.
Большая катушка имеет две секции намотки – это позволило сделать переключение характера среза ФНЧ. Названы положения интересно – Hi-Fi и Soft. Потом на измерениях будет видно, как эта часть работает. Аттенюатор твитера – на три положения.
Если коротко, то масса подвижных систем средняя по нынешним меркам (параметр Mms), плюс достаточно мягкие подвесы (относительно высокий Vas). Как результат – низкая резонансная частота. При установке в двери добротность поднимется и станет ближе к любимой многим отметке 0,7. Хотя, как по мне, лучше не ставить это целью: когда добротность чуть ниже, и при этом мотор имеет правильную геометрию, это обычно хорошо сказывается на фактуре баса. Здесь в любом случае имеем разумный компромисс, так что можно ожидать приличной басовитости без потери контроля. Посмотрим, что покажет прослушивание.
Измеренные параметры Ground Zero GZHC 165.2:
На графике импеданса мидбасового динамика заметен небольшой «пупок» в районе 700 Гц. Судя по всему, это след какого-то резонанса в подвесах, что не могло не отразиться и на остальных характеристиках. Но не торопитесь называть это недостатком: это придало звучанию очень интересный характер, который наверняка многим придётся по душе. Но об этом чуть дальше.
В принципе, ступенька на фазовой характеристике в этой области относительно небольшая – не криминально.
И к слову о контролируемости динамика усилителем. Обратите внимание, с понижением частоты искажения растут не так уж и сильно – динамик не теряется и не начинает трепыхаться сам по себе. Отмечу как плюс. Правда, в той же области около 700 Гц искажения тоже оказались чуть выше, но за пределы разумных величин не вышли.
Если мидбасовые динамики дают хоть какой-то повод цепляться к мелочам, то твитеры тут – просто чумовые. Давненько я не встречал такой линейной АЧХ по оси.
Ну и фазовая характеристика, понятное дело, тоже в линеечку.
Теперь смотрим, как можно настроить ВЧ звено с этими твитерами в поканалке. Искажения с понижением частоты растут плавно, без резких переломов, так что свобода, в принципе, есть, слишком высоко можно не резать. От 3-3,5 кГц и выше (для определённости, 12 дБ/октава) – уже будут работать нормально.
Но вернёмся к комплекту с пассивными кроссами. В звене НЧ/СЧ динамика работает фильтр первого порядка с переключением обмоток катушки (те самые Soft и Hi-Fi). В звене твитера – фильтр второго порядка с аттенюацией. Усилитель «видит» эту акустику следующим образом:
Акустически полосы стыкуются в районе 3-3,5 кГц. Результат, кстати, получается очень даже ничего – всё ровненько.
Общий характер – спокойный, ровный, без лишней яркости, но звучит ясно и не задавленно. Музыку можно слушать долго и очень комфортно. Причём замечена интересная особенность – можно делать погромче, и акустика сохраняет эту комфортность, не начинает резать уши. Хорошенько так наваливаешь, и при этом спокойно продолжаешь разговаривать с тем, кто сидит рядом, почти не повышая голос.
Полагаю, так себя проявляет как раз тот самый лёгкий провал АЧХ в районе 700 Гц, ведь это, на минуточку, частоты, к которым наш слух особенно чувствителен. При этом воспринимается звучание вполне нормально – всё есть, всего хватает, детали и нюансы на месте, вокал не задушен, инструменты воспринимаются естественно.
Басит акустика, как и предполагал, солидно и основательно для своего калибра – с хорошим усилителем можно добиться плотного такого, вкусного, звучания. Верха не стремятся колоть холодными иголками, воспринимаются смягчённо, но ощущения «накинутого одеяла» не возникает. Звучание мягкое, но лёгкое, и опять же хорошо подходит слово «комфортное».
Прошёлся немного по музыкальнм жанрам. С роком и жёстким металом немного неоднозначно. Если вы ждёте, что гитарные фуззы начнут вспарывать барабанные перепонки, то лучше присмотреться к другой акустике. Хотя, к примеру, олдовый рокешник 70-х заходит нормально. А вот джаз, блюз, вокал, лёгкий живой инструментал – с этим всё отлично, слух прямо отдыхает. Электроника – от ударного брейк-бита до дипового house – тоже супер. Плотно так, крепенько, даже в грудь колотит, если поддать жару. Тем более, что пошалить с громкостью можно, акустика не зажимается.
Hydrogen образца 2022 года понравится тем, кто хочет получить «по-домашнему» спокойное и комфортное, но не зажатое звучание. И ещё – любителям плотного, качественного клубного саунда. По настроению можно поддать жару, звучание даже на высокой громкости не начинает резать уши. Акустика достойна хорошего усилителя и грамотного инсталла. Твитеры лучше не отворачивать от слушателей слишком сильно – их можно направить, например, в центр салона или, максимум, на середину противоположного бокового стекла.