Вот и добрались наконец-то до меня эти сабвуферы. Плоские динамики у Morel появились давно, а вот сабы с малой глубиной были представлены только в этом году. Причём 12-дюймовая версия даже получила премию EISA «Лучший автомобильный сабвуфер 2023-2024» (кстати, примечательно, что в этот раз именно «двенашка», а не 10-дюймовая, как обычно). Забегая вперёд, в работе сабы получились просто чумовыми, но лучше обо всём по порядку.
Cразу для понимания уровня. В модельной линейке Morel серия PowerSlim поставлена на одну ступень с Ultimo Titanium SC. Цены на момент теста: 69990 рублей за 10-дюймовый Morel PS104D и 74990 рублей за 12-дюймовый Morel PS124D.
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Первым делом, про калибры. У Morel они не совсем стандартные: внешние диаметры фланцев – 26,3 и 30,5 см у 10- и 12-дюймовой модели, соответственно. Глубина установки – 8 и 8,6 см.
В магнитных системах довольно крупные осевые каналы, так что будете делать корпус – к глубине динамика накиньте хотя бы пару-тройку сантиметров, чтобы канал «дышал». Его перекрытие заметно «зажмёт» динамик при работе.
Корзины у обоих калибров схожие по конструкции, их фирменное название – Uniflow. А вот моторы (они, получается, находятся внутри корзины) по своим габаритам и вовсе одинаковы. Про внутреннее строение моторов не скажу, но если косвенно судить по заявленным параметрам, то внутри они всё же разные.
Моторы, как вы наверняка обратили внимание, обращённой конструкции. Но для Morel конструкции EVC (External Voice Coil) с огромными катушками – обычное дело. В данном случае их диаметр – 5,1 дюймов.
Каркасы катушек – алюминиевые. Сам намоточный провод – фирменный «морелевский» Hexatech (тоже алюминиевый) с шестигранным сечением для более плотной укладки. Внешне это рассмотреть непросто, но постарался сделать фото покрупнее:
Центрирующие шайбы крайне интересные – они крепятся не к нижнему фланцу корзины, а к верхнему, т. е., фактически, имеют общие с верхним подвесом периметры. В итоге плоский диффузор и рабочая часть шайбы по высоте получились разнесёнными где-то на 2,5-3 см, и при этом ограничения хода в этой части – в принципе нет.
Диффузор – не просто карбоновый «блин», а довольно непростой композит. В описаниях фигурируют названия HexaCore и Flat Honeyсomb – это 4-слойный материал с внутренней объёмной сотовой фактурой. Её видно чуть лучше, если слегка оттянуть резиновый подвес:
Ну и пока не перешли к циферкам и графикам, коротко упомяну, что в комплектацию к обеим моделям PowerSlim входят знакомые «морелевские» грили, отштампованные из толстого стального листа:
ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ И ХАРАКТЕРИСТИК
У 12-дюймовой модели параметры близки к заявке (плюс-минус, но главное, что сама концепция сохранена). А вот у 10-дюймового из существенных различий – более лёгкая подвижка. Как результат, и резонанс выше заявленного. Хотя 37 Гц для 10-дюймового саба – не так уж высоко, согласитесь. Да и вообще, резонансные частоты тут непривычно низкие: у 12-дюймового – вообще 24 Гц, часто вы видали такое?
Заявленные/фактические параметры Morel Ultimo PowerSlim PS104D:
Заявленные/фактические параметры Morel Ultimo PowerSlim PS124D:
* - при параллельном включении катушек
** - при последовательном включении катушек
Как обычно, оценил, что происходит в подвижной системе динамиков. Для этого использовал одну из методик измерения в ближнем поле. Микрофон – 2 см от диффузора. Мощность от усилителя – чтобы максимальный ход диффузора получался около 1-1,5 см (при снижении частоты, как обычно, ход растёт). Этого уже достаточно, чтобы смоделировать работу на не самой низкой громкости.
По фазовым характеристикам обычно хорошо прослеживаются резонансы – на каких частотах диффузор начинает «отставать» от подаваемого сигнала, а на каких частотах начинаются резонансы материалов.
Здесь, в принципе, ничего такого, к чему можно всерьёз прицепиться: либо совсем мелочи, либо слишком далеко от рабочего диапазона. Предварительный вывод – можно не опасаться «подмешивания» к басу механических призвуков, дающих ненужные окрасы.
По той же методике измерений в ближнем поле снимаются характеристики собственных искажений динамиков на разных частотах. И вот тут PowerSlim показали себя неожиданно.
Да, со снижением частоты КГИ растёт, но у 10-дюймового динамика даже ниже 30 Гц ещё всё в пределах разумного, а 12-дюймовый – и вовсе чуть ли не в инфрабас умеет залезать, не давая при этом значимых собственных искажений. Короче, сабы умеют играть не просто низко, но и делать это чисто.
РАСЧЁТ АКУСТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ПРОБА В ДЕЛЕ
Описание предлагает для 10-дюймового PS104D только ЗЯ объёмом 12,7 литров (не то, чтобы такая точность нужна, просто это ровно 0,5 кубических фута), а для 12-дюймового PS124D – ЗЯ объёмом 22,7 литра (0,8 кубофута).
Чтобы понять, что имел ввиду производитель, моделирую такие оформления с учётом заявленных параметров:
Теперь смотрим, что получается со снятыми фактическими параметрами:
Если коротко, варианты ЗЯ из описания можно рассматривать, скорее, не как жёсткую рекомендацию, а как минимальные объёмы, в которых сабы могут работать.
Но и сильно увеличивать объёмы корпусов – тоже смысла нет. Если для 10-дюймовой модели за разумный вариант можно спокойно принять 20-литровый ЗЯ, то раздувать корпус для «двенашки» точно не нужно – чем больше объём, тем сильнее весь «пар» начинает уходить в инфразвук.
ПРОБА В ДЕЛЕ
Поскольку являюсь владельцем 12-дюймового Morel Ultimo (пусть и старой генерации, даже ещё не Titanium), в голове уже сложилась точка отсчёта, с которой можно сравнить новые плоские PowerSlim.
Перекидываю динамики и… первое, что сходу ясно – моего 50-литрового (ну, может, чуть поменьше) корпуса явно с избытком. Закидываю объём кусками пенопласта – бас заметно собирается. Да, плоской «двенашке» больше 30 литров точно не нужно.
Итак, что похожего между новыми плоскими PowerSlim и олдовой Ultimo. Во-первых, способность забираться в бас неожиданно глубоко. Да чего уж там, для плоского саба – беспрецедентно глубоко (даже в сравнении с другими плоскими сабами из «высшей лиги», ну вы поняли, про кого я). Во-вторых, требовательность к усилителю. С дохлыми моноблоками к PowerSlim можете даже не подходить: эти сабы любят мощность и, главное, контроль пожёстче.
Теперь в чём принципиальная разница. Полноразмерный Ultimo ближе к классическому пониманию SQ – он старается дать не просто низкий «дышащий» бас, но и при наличии должного усилителя подробней проработать фактуру. Плоский PowerSlim – старается дать больше эмоций, произвести впечатление, сильнее показать весомость баса.
Да, характер Ultimo на самом деле тоже узнаётся, просто PowerSlim как бы уплотняет бас что ли, из-за чего лично мне особо кайфово было слушать электронную музыку – она даёт более сильные эмоции. Важно, что басовых «хвостов» при этом не тянется, так что бодрый современный рокешник – тоже заходит. Хотя, как по мне, для рока и метала логично выбрать всё же 10-дюймовую модель.
МЫСЛИ ПО ПОВОДУ. КОНЦЕПЦИЯ, РАЗМЕН ПЛЮСОВ НА МИНУСЫ
Итак, что имеем в плюсах. Загибаем пальцы, считаем. Нехилое акустическое усиление в салоне – это раз. При этом никакой потери глубины баса – это два. И всё это – в смешных компактных корпусах – это три. Проще говоря, бомбить сабы умеют неожиданно глубоко и яростно, при этом оставаясь компактными. Нормальное сочетание, да?
Но у всего есть своя цена. Во-первых, высокое значение результирующей добротности Qtc. Она хоть порой и накладывает жанровые ограничения, но в данном случае – неизбежность, физику не обманешь.
Во-вторых, если вернуться к параметрам, то опорная чувствительность не так уж и высока – мало мощности для этих сабов не бывает (вернее, тут важнее не столько мощность, сколько контроль усилителя, но это отдельная тема). С другой стороны, посмотрите на акустическое усиление готового саба в салоне – оно щедро накидывает децибел сверху, так что всё не так уж и критично. Тем не менее, выдам базу – саб этого уровня достоин нормального усилителя.
В КАКИХ СЛУЧАЯХ ВЫБИРАТЬ
Собственно, ответ на вопрос очевиден, PowerSlim – для тех случаев, когда стоит задача получить максимум глубокого, весомого, «мясного» баса, не делая саб в полбагажника. И это, заметьте, будет не дуделка на одной частоте с растягиванием гудящих басовых «хвостов», а очень плотный бас, с могучей энергетикой, способный ощутимо пробивать в грудную клетку и уверенно забираться вниз по частоте.