Если бы кто-нибудь взялся за составление топ-листа компонентов, повлиявших на развитие всей индустрии Hi-Fi и High End, то этот американский оконечник наверняка бы в нём оказался. Самое интригующее, что конструкция сорокалетней давности выпускается и сегодня, причем по звучанию она готова составить конкуренцию самым пафосным новоделам.
Нам доставили на пробу уникальный аппарат. Это самая современная версия 8008-го, дополненная интерфейсами управления по RS232, витой паре и триггерному входу, но сохранившая при этом оригинальное название. Сегодня точно такие усилители выпускаются уже как Aragon Titanium (есть, кстати, и Iridium — мостовые моноблоки на том же шасси). Производит их Indy Audio Labs — небольшая компания из США (штат Индиана), основанная аудиоинженерами с довольно серьезным опытом работы в pro audio.
Еще пять лет назад Indy Audio Labs, занимавшую небольшой офис в одном из технологических центров Индианаполиса, относили к стартапам. Но сейчас она поставляет свою продукцию не только на внутренний рынок — её высококлассные многоканальные процессоры и усилители под маркой Acurus для кинотеатральных систем получают высочайшие оценки по всему миру.
Чем же прославилась такая конструкция? Во-первых, соотношением цены к мощности.
Бренд Aragon, едва не забытую легенду, она включила в свое портфолио для развития классического двухканального направления. До 2005 года усилители Aragon собирались на одном из «военных» заводов в Коннектикуте, а сама марка какой-то период принадлежала группе Klipsch. Теперь все компоненты производятся в одном штате — на заводе Key Electronics Inc в Джефферсонвилле.
Удивительно в этой истории то, что несмотря на все перипетии с владельцами и смену производственной базы, модель 8008 дошла до сегодняшнего дня практически в том виде, в котором ее и создавали специалисты Mondial Design Ltd. В 80-х они разработали ряд продвинутых полупроводниковых оконечников, предов и даже источников, но эта, сделанная несколько позже на основании всего полученного опыта, оказалась особенно удачной. Все дальнейшие ее модификации носили не принципиальный характер и отражались лишь на функционале или косметике.
Посмотрите на фото. Явно новые здесь только лицевая панель и половинки кожуха из листа алюминия. Шасси, пропорции корпуса (нестандартные, кстати, — имейте ввиду), характерный V-образный вырез с гребёнкой радиаторов для лучшего охлаждения в стойке и ниспадающее симметричное расположение входов XLR, RCA и парных выходных терминалов на задней стенке аппарат унаследовал еще от первой версии 8008ST. А систему питания с двумя раздельными тороидальными трансформаторами по 1,1 кВт каждый, установленные друг над другом — от разновидности 8008BB (обе версии, кстати, были выпущены практически в одно время и обе, что любопытно, считались dual mono).
К столь техничной подаче, весьма популярной среди аудиофилов, можно прибавить максимальную надежность и стабильность с любой акустикой.
Чем же прославилась такая конструкция? Во-первых, соотношением цены к мощности: аппараты стоили в 2000-м году около 5000 долларов и выдавали честные 200 ватт на 8 Ом или 400 ватт на 4 Ом. При этом усилители, выполненные по весьма «горячей» схемотехнике класса АB, в режиме молчания брали от розетки около 100 ВА, а максимальное потребление достигало 1500 ВА. Кроме того, они не отличались монструозными размерами и весили менее 30 кг.
Во-вторых, едва ли не сразу 8008 стал любимцем у меломанов, тяготевших к технике не столько хай-эндного, сколько профессионального уровня, которая звучит порой не так завлекающе мягко и «высокохудожественно», зато до предела конкретна и точна в самой трактовке звучания. К столь техничной подаче, весьма популярной среди аудиофилов, можно прибавить максимальную надежность и стабильность с любой акустикой.
А теперь послушаем, что предлагает потомок давней разработки, повторяющий легендарные модели почти по всем параметрам. Для сравнения в нашей тестовой системе был задействован еще один незаурядный оконечник — британский Linn Klimax 500 Twin Chakra.
Все, что записано живьем с грамотной микрофонной техникой, едва ли не материализуется между колонками.
Как и следовало ожидать, Aragon бесподобен в передаче динамики. Все резкие «стреляющие» звуки именно такие — вызывают у слушателя некоторый шок. Не чувствуется ни малейшего ослабления и по силе басового удара — он не теряет ни в скорости, ни в наполнении. Да и все прочие звуки, требующие острой, плотной или энергичной динамики, у американца иногда более реалистичны, чем у британца (хотя последний тоже можно отнести к усилителям, способных достучаться к чувствам слушателя через грудную клетку).
Aragon завораживает фантастически подробной стереосценой. Все, что записано живьем с грамотной микрофонной техникой, едва ли не материализуется между колонками, острая фокусировка простирается далеко в глубину, по всем планам. Наш референсный Twin Chakra тоже может создавать образцовую «визуализацию» сцены, но только с дополнительными сетевыми фильтрами, виброзащитой и тщательно подобранными кабелями. Aragon же выдал пространственное правдоподобие практически с ходу. Причем даже включение питания с перевернутой фазой для него не проблема — меняется масштаб сцены, но бойкость в нижнем регистре не страдает.
Сказанное не означает, что 8008-й можно подключать к сетевой розетке чем угодно. Один из имевшихся у нас образцов кабеля (приличного сечения, но с дешевыми коннекторами), почти убил звуковую сцену раздвоением виртуальных образов. Зато дорогой биметаллический (медь-серебро) силовик сделал звучание таким гладким, что прослушивание с тем же уровнем комфорта можно было выполнять и при повышенном на 2-3 дБ звуковом давлении, что автоматически улучшало общую динамику и приоткрывало еще более тонкие нюансы.
Своей способностью превращать записи с CD в подобие хай-резов, усилитель выдвигает высокие требования к качеству проигрывателя.
Aragon окончательно положил на лопатки британца там, где требовалась тембральная ясность. У него все главные тональные линии настолько чисты и хорошо выделены, а все мелкие оттеночные гармоники настолько правильны и открыты, что усилитель Linn в сравнении с ним кажется мутноватым. Впрочем, на некоторых фонограммах (в первую очередь тех, что записывались студийно в 80-х, уже с применением цифрового оборудования) более вкусное звучание выдавал как раз британский усилитель, тогда как 8008-й показал классический технический «привкус» (более всего заметный в спектре 1 — 4 кГц). Но считать это виной усилителю нельзя — он просто проявил тот аппаратный «след», что был в записи, ничего не скрыв. Аналогичная ситуация возможна и с источником — своей способностью превращать записи с CD в подобие хай-резов, усилитель выдвигает высокие требования к качеству проигрывателя.
Если вы ждете раздельного разбора того, как Aragon 8008 передает разные части спектра, то его не будет. Он везде безупречен, отрабатывает без какой-либо транзисторной отсебятины. Жанровость ему присуща лишь в условной степени (как по мне, то любая классика и джаз на нем звучала потрясающе увлекательно, а что-то небрежно сыгранное, роковое и тяжелое переставало цеплять уже со второго-третьего трека), но если отсечь сугубо субъективную составляющую, мы увидим в нем по-настоящему универсальный усилитель. А на вопрос о том, какая акустика подойдет к нему лучше всего, отвечу так: смотрите в сторону напольных моделей средней или даже низкой чувствительности. Крутые студийные мониторы-трехполоски для прослушивания в среднем поле — тоже интересный вариант. Двухполосные мониторы в нашем тесте для этого мастера оказались, скажем так, немного тесноватыми.
Подытожим. Перед нами — аппарат, достойный «Выбора эксперта». Хотя из принципа 8008 хочется выдвинуть и на награду «Удачная покупка», — звучит он породистее иных аудиофильских тяжеловесов от всемирно раскрученных брендов. Будет возможность послушать — не упустите. Знаковая вещь. И правильная, как ни посмотри.
КОМПОНЕНТЫ
Производитель: Indy Audio Labs, LLC (США)
www.indyaudiolabs.com
Входы: RCA, XLR
Входное сопротивление: 46 кОм (70 кОм по балансному входу)
Чувствительность: 0,12 В (для 1 Вт на 8 Ом)
Воспроизводимый диапазон: 5 — 100 000 Гц (при неравномерности -1,2 дБ)
Выходная мощность: 2 х 200 Вт (на нагрузку 8 Ом), 2 х 400 Вт (4 Ом)
Искажения: менее 0,015% (8 Ом), 0,03% (4 Ом)
Отношение сигнал/шум: 110 дБ
Демпинг-фактор: 400
Отделка: черная или серебристая
Габариты: 483 х 171 х 381 мм
Масса: 29,2 кг
Цена: 990 000 руб.