Автор: Антон Николаев статья опубликовано в блоге CARMUS.ru
На удивление усилитель довольно компактен для пятиканальника. Можно было бы подумать, что он D-класса, но на самом деле таковым тут является только сабвуферный канал. Остальные же четыре канала построены по традиционным принципам и работают в классе АВ. Эдакая попытка совместить классический подход (что вполне естественно для Morel) с современными требованиями к компактности.
Усилитель получился узким и длинным. Остальные модели Morel Performance выполнены в таком же радиаторном профиле и отличаются только длиной. Все разъёмы и терминалы подключения кабелей скомпонованы на одной стороне корпуса. Выходы на сабвуфер и акустику разведены по противоположным "концам".
А вот расположение разъёмов RCA и терминалов подключения "силы" дало повод для придирок. Для инсталлятора всё вроде бы хорошо – всё сгруппировано в одном месте, что позволяет сделать разводку кабелей аккуратной. С другой стороны, когда "слаботочка" и "сильноточка" оказывается рядом, то как-то "не фен-шуй".
Кстати, обратите внимание на кнопки правее RCA-разъёмов. Усилитель можно подключать по двум или даже по одной паре входов. Хорошая возможность для лаконичных систем, например, со штатным головным устройством. Тем более, что нажатием ещё одной кнопки линейные входы легко переквалифицировать в высокоуровневые. Для таких ситуаций Morel предлагает опциональный "хвост".
Кстати, раз уж заговорили об опциях, к своим усилителям Morel предлагает ещё и выносной проводной регулятор уровня сабвуферного канала. Но только отдельно, в комплекте его нет.
Идём дальше. Все регулировки скрыты под съёмной крышкой. На мой взгляд, это очень удачное решение – можно нормально настраивать усилитель уже после окончательной установки, а не извиваться в попытках подлезть к регуляторам. А потом просто закрыть крышку и исключить возможность их случайного задевания.
Все надписи рядом с переключателями и разъёмами продублированы под крышкой, так что инсталляция обещает быть удобной.
В сабвуферном канале кроме регулируемого ФНЧ есть такая полезная фича, как сабсоник – он выполнен в виде трёхпозиционного переключателя с положениями OFF / 25 Гц / 35 Гц. Ну и плюс ко всему бас-буст для любителей "горяченького".
Регулировки в широкополосных каналах относительно стандартны. Можно выбрать ФНЧ или ФВЧ и настроить их частоту в диапазоне от 40 до 400 Гц. Кстати, можно замутить двухполоску с широкополосниками – недавно протестированные Morel CCWR254 для этого как раз хорошо подходят.
Теперь можно и внутрь заглянуть. Блоки питания, как и полагается, раздельные – свой на сабвуферный канал и свой на широкополосные каналы. Усилитель скомпонован "от центра" – по одну сторону от блоков питания расположился сабвуферный канал, по другую – широкополосные каналы.
Все силовые элементы – ключи и диоды блока питания, выходные транзисторы сабвуферного и широкополосных каналов – расположены вдоль "задней" стенки корпуса. Именно она несёт основную тепловую нагрузку, хотя массивная верхняя крышка, конечно же, тоже участвует в охлаждении.
На входах замечены операционники TL074 – ещё не High End, но уверенный такой Top Hi-Fi.
Единственное, что несколько огорчило – довольно скромные суммарные номиналы ёмкостей в блоках питания.
Начну с простого – с фильтров. Тут вопросов никаких не возникло, крутизна и добротность остаются постоянными во всём диапазоне настройки. Для интереса в широкополосных каналах снял дополнительно АЧХ при среднем положении регуляторов.
АЧХ фильтров нижних частот (синие) и верхних частот (зелёные) в широкополосных каналах
В сабвуферном канале с регулировками всё тоже предсказуемо. Бас-буст работает на центральной частоте примерно 40 Гц, сабсоник аккуратно подрезает сигнал снизу – пригодится для сабвуферов в фазоинверторном оформлении.
Что касается искажений, то сначала, как обычно, оцениваю их характер. Спектры далеко не стерильные, хотя, по моим наблюдениям, такой их характер часто идёт даже в плюс – звучание субъективно воспринимается несколько острее, как бы с более акцентированной динамикой. Так ли это в случае с Morel MPS 5.950, покажет прослушивание.
Если измерять мощность, отталкиваясь от стандарта CEA-2006, то в широкополосных каналах значения оказались вот прямо совсем впритык к обещанным 70 и 100 Вт на 4 и 2 Ом, соответственно.
А вот сабвуферный канал оказался не таким мощным, как заявлено. Вернее, он выдаёт заявленные 350 и 550 Вт, но только уже в предельных режимах работы. Так что в заявке не обошлось без некоторого лукавства.
Хотя, нужно признать, для нормальной музыкальной системы силового потенциала в любом случае вполне достаточно. Скажем, если в пару к Morel MPS 5.950 выбрать сабвуфер Morel из серии Primo, получится оптимальное сочетание.
Звучит усилитель легко, открыто, с неплохим разрешением на ВЧ. Понравилось, как подаются "живые" джазовые композиции. Чтобы не быть голословным, трек Laurence Hobgood – Blue in Green. Советую при случае найти, я его в своё время на каком-то демо-диске накопал. На нём очень хорошо прописаны тарелочки ударной установки, которые сразу же теряются, если у усилителя, к примеру, хромает микродинамика. Да и вообще он хорошо показывает разрешение. Morel передал трек достаточно подробно, не зажимаясь, как будто покрывало с динамиков сдёрнул.
А вот к передаче средних частот и, в частности, нижней середины, я бы придрался. На некоторых треках чувствуется некоторая "облегчённость" звучания. Особенно это слышно на вокале и инструментах с богатым спектром – рояле или, к примеру, баритон-саксофоне, им немного не хватает основательности. Хотя, опять же, динамика в этом диапазоне практически не смазывается.
На нижних частотах многое будет зависеть от акустики. Если нагрузить усилитель динамиками с относительно тяжёлой подвижкой, то бас заметно "вязнет". Причём, проявляется довольно интересно, бас не теряет разборчивость, а становится каким-то "осторожным" что ли, уходит напор. А вот с "лёгкими" динамиками картинка заметно меняется, структура баса вырисовывается чётче, появляется приятный "рельеф". Нужно иметь это ввиду при подборе компонентов для системы.
Morel – это легенда в производстве акустики. Огромное количество конструктивных решений, которые сегодня считаются уже чем-то обыденным, были в своё время придуманы именно Morel. Поэтому в новом для себя направлении компания просто не имела права сделать посредственный продукт. Усилитель не позиционируется как запредельный High End, но при этом он получился вполне удачным. По крайней мере, в своей цене чувствует себя уверенно.
Цены, кстати, вполне адекватные. По официальным рекомендациям пятиканальник MPS 5.950 стоит 29990 рублей, четырёхканальный MPS 4.400 – 17990 рублей, а моноблок MPS 1.550 – 15990 рублей.
Что же касается применения, то лучше всего Morel MPS 5.950 сработается с "лёгкими" динамиками и станет оптимальным выбором в добротные системы среднего класса – с повышенными претензиями на качество звука "для себя любимого", т. е. без оголтелых требований к громкости.
В плюсах у него – компактность, неплохая энегоэффективность (судя по токопотреблению во время измерений, КПД у него хороший), возможность подключения по высокому уровню и работы от одной пары каналов, лёгкое и ненавязчивое звучание. А ещё собственных фильтров хватит в том числе и на "поканалку" с широкополосниками, скажем, всё с теми же Morel CCWR254.