Тест компонентных акустических систем Morel Virtus 63.4
Ссылка на оригинал статьи на сайте carmus.ru
Всегда с большим интересом отношусь к акустике, сделанной с толком и не по заезженным шаблонам. Ну а то, что Morel умеет вытворять крутые нешаблонные вещи – это известно давно. Благо, сегодня компания не просто не растеряла свои инженерные ресурсы, а, судя по тому, что доводится видеть, наращивает их и в техническом смысле ступенька за ступенькой поднимается с каждым поколением акустики только выше.
Короче, к делу. Сегодня на изучении – 3-полосный комплект Morel Virtus 63.4 (цена на момент теста – 104990 рублей), который можно назвать последователем хорошо известной 3-полоски Morel Virtus 603. Если что, ещё в этой серии есть вариант 2-полоски Morel Virtus 62.4 (59990 рублей) – её можно считать последователем Morel Virtus 602.
Компоненты можно купить и отдельно, в каталоге официального дистрибьютора доступны НЧ/СЧ динамики Morel Virtus MW6.4 (52990 рублей), СЧ динамики Morel Virtus VWB25.4 (34990 рублей) и твитеры Morel MT120.4N (29990 рублей).
Плюсом в 3-полосный комплект входит пассивный кроссовер Morel MXR130.4V. Его можно использовать не только в беспроцессорной системе, но и если вы решите сделать, например, «полупоканалку»: НЧ/СЧ динамики – к одной паре каналов, а СЧ и твитеры подключить через пассивные кроссоверы к другой паре каналов – просто задействуете в этом варианте только СЧ и ВЧ звенья.
У меня в руках оказались НЧ/СЧ динамики с модельным индексом Morel Virtus MW63.4. Они 4-омные, но, если что, есть ещё 2-омная модель Morel Virtus MW63.2 (стоит столько же).
Динамики выполнены на стальных штампованных корзинах, но за счёт сложной формы (по сути, ни одного плоского участка плюс завальцовки по краям окон) звоном на простукивания не отвечают.
Моторы – очень компактные, причём описание в качестве материала магнита указывает феррит, что при таких габаритах немного неожиданно. Осевое отверстие закрыто поролоновой вставкой – здесь она играет роль акустического сопротивления для снижения механической добротности (демпфируется воздушный поток через канал) – в Morel его называют C.A.R. Filter (Controlled Acoustic Resistance).
Вообще, внутренняя геометрия тут крайне необычная, например, в описании указана высота намотки катушки всего 10 мм. Диаметр самой звуковой катушки – 54 мм (что-то около 2,1 дюйма, если вам так привычней). Материал каркаса – алюминий, Сам провод – тоже алюминиевый, с фирменной геометрией Hexatech.
Диффузоры можно было бы назвать бумажными, но это на деле довольно сложный композит на основе целлюлозы с жёстким шероховатым покрытием с лицевой стороны. Верхние подвесы – резиновые, с плавным переходом в месте стыка с конусной частью диффузора. Центральные колпачки – тканевые с упрочняющей пропиткой.
В комплекте идут грили, которые вставляются в пазы крепёжного фланца.
Теперь среднечастотники Morel Virtus VWB25.4. Если упомянутый выше предшественник Virtus 603 комплектовался купольными CDM600, то здесь – «нормальные» динамики с конусными диффузорами. Защитные сеточки в общем стиле тоже идут в комплекте.
Динамики собраны на литых алюминиевых корзинах. Производитель номинально относит их к 3 дюймовым, хотя, как по мне, они всё же ближе к 2,5-дюймовому калибру. Внешний диаметр фланца – 77 мм, диаметр по средней части подвеса – 51 мм.
Моторы – неодимовые, компактные. Корзины достаточно открытые, чтобы избежать эффекта воздушной компрессии, но центрирующие шайбы здесь крупные – это нужно учесть при изготовлении подиумов или корпусов, чтобы окна за диффузором не оказались перекрытыми.
Диаметр звуковой катушки – 20 мм, намотана медным проводом.
Диффузоры и центральные колпачки – алюминиевые.
Твитеры Morel MT120.4N выполнены в узнаваемом «морелевском» стиле с ажурными защитными сеточками (при необходимости можно снять).
Диаметр излучающих куполов по звуковой катушке – 28 мм, выполнены из материала, который производитель называет Acuflex (шёлк с демпфирующе-упрочняющей пропиткой). Окружение купола представляет собой своеобразный короткий рупор – постом посмотрим, как это скажется на направленности излучения.
По умолчанию, как обычно, идут в «грибках» для врезного монтажа, но в комплекте есть и подиумы для аккуратного наружного монтажа.
Теперь кроссовер. Здесь он имеет модельный индекс Morel MXR130.4V. Выполнен, как заведено у Morel, в полукруглых «глазастых» корпусах.
Из регулировок – джампер на три положения, отвечающий за уровень сигнала на твитеры.
Ну и отдельно отмечу комплектацию этой акустики мелочами – начиная от привычных монтажных аксессуаров и вплоть до клемм-лопаточек. Как говорится, мелочь, а приятно.
Измерение параметров и анализ работы динамиков
По своей концепции НЧ/СЧ динамики MW6.4 во многом повторяют предыдущее поколение MW6 – довольно сильное механическое демпфирование возникающих резонансов (Qms), далеко не самая тяжёлая подвижка (Mms) и слегка повышенная электрическая (а вслед за ней и полная) добротность Qes (и, соответственно, Qts). Но в очередной раз напомню – нельзя рассматривать параметры отдельно – нетривиальная геометрия мотора позволила получить звучание, вообще не характерное для высокодобротных динамиков. Но не стану забегать вперёд.
Для СЧ динамиков описание не приводит подробных параметров, так что ориентируюсь только на измеренные. В отличие от многих акустических систем, здесь за основу взята концепция с низкой добротностью. Это, кстати, позволяет ставить среднечастотники в том числе и в небольшие корпуса (на результирующую Qtc=0,7 они выйдут в объёмах всего около 200 мл), хотя по результатам прослушивания пришёл к выводу, что по возможности лучше давать им побольше объёма – чем больше, тем легче и с лучшей динамикой они будут звучать.
Заявленные/фактические параметры Morel Virtus MW6.4:
Измеренные параметры Morel Virtus VWB25.4:
Анализ работы Morel Virtus MW6.4. АЧХ укладывается в достаточно узкий «коридор» без выбросов на верхнем краю диапазона и с плавным переходом от поршневого в модельный режим работы (с повышением частоты, когда длины излучаемых волн становятся сопоставимы с физическими размерами диффузора). Каких-то значимых резонансов в диффузоре, подвесах и подвижке не наблюдается – фазовая характеристика не имеет резких переломов (набегов/отставаний излучения на разных частотах).
А вот и наглядное подтверждение, что нельзя судить о работе динамика в околорезонансной области только по одному значению Qts, как это делают некоторые. Смотрите, внутренняя геометрия мотора здесь явно спроектирована с целью получить линейность в пределах рабочего хода, так что повышение КГИ на НЧ едва-едва выражено, и даже к отметке 50 Гц составляет менее 2%, что для мидбасового динамика – очень хороший результат.
Анализ работы Morel Virtus VWB25.4. Судя по АЧХ, динамик умеет уверенно работать уже от 200 Гц, мотор уверенно держит подвижку без роста искажений, хотя при таком калибре смысла в столь низкой частоте раздела, понятное дело, всё равно нет, ну не получите вы от 2,5-дюймового (или даже 3-дюймового) динамика уверенной нижней середины. Но эту способность можно рассматривать как хороший запас, свидетельствующий о контроле движений диффузора мотором. Что касается работы наверху, то динамик старается казаться широкополосником, но амплитудная линейность заканчивается отметкой 5-6 кГц – её и можно принять за верхнюю границу рабочего диапазона.
Анализ работы твитеров Morel MT120.4N. Твитеры дают достаточно ровную АЧХ в наиболее информативной области ВЧ до 12-14 кГц, причём даже с разворотом уровень излучения в этом диапазоне спадает не столь сильно. Полагаю, не последнюю роль в этом сыграло как раз окружение купола в виде короткого рупора. Практический вывод – твитеры лояльны к развороту и спокойно будут воспринимать установку в том числе и в штатные места. Внизу – никаких особых ограничений, резкого роста искажений с понижением частоты не наблюдается – свобода настройки стыка с СЧ (или НЧ/СЧ в двухполосной системе) достаточная.
Включение через кроссовер Morel MXR130.4V. В описании заявлены частоты стыковки полос 500 и 2800 Гц, что примерно соответствует и характеристикам излучаемого сигнала. Про крутизну среза говорить ничего не буду – тут неравномерность импеданса динамиков всегда вносит свои коррективы.
Для прослушивания, как обычно, использовал напольные боксы для НЧ/СЧ с разворотами почти друг на друга, СЧ – в отдельных корпусах объёмами что-то около 2 литров, ну и поближе к ним – твитеры на уровне глаз. Расстояние до динамиков – чуть больше метра. Основное прослушивание – через кроссовер из комплекта, плюс немного поэкспериментировал с процессором и поканалкой.
Сходу обращает внимание очень «вкусная» подача в мидбасовом диапазоне – саунд плотный, даже на средней громкости получается хороший такой, упругий удар. Очередное подтверждение, что судить о звучании в околорезонансной области исключительно по значению Qts нельзя – многое в этом деле определяет внутренняя геометрия мотора (снова привет «экспертам по отдельно взятым циферкам»). Размазанный и гудящий мидбас? Здесь этого как раз нет. Лично мне подача MW6.4 в НЧ диапазоне очень понравилась.
При включении через кроссовер из комплекта среднечастотнику остаётся не слишком широкий диапазон, собственно, что и подвигло дополнительно соорудить поканалку. Тут услышанное во многом подтвердило предварительные выводы – динамики спокойно могут охватить диапазон примерно от 400-450 Гц (можно и ниже, запас есть, но при калибре менее 3 дюймов – не слишком целесообразно). Сверху – лучше ограничить отметкой 5-6 кГц. Динамики хоть и стараются прикинуться широкополосниками, но наверху работают уже не слишком «опрятно» – отдайте этот диапазон твитерам, они справятся с ним лучше.
Твитеры позволяют спокойно сдвигать частоту ФВЧ вниз чуть ли не до 2,5 кГц (крутизна ФВЧ – 12 дБ/октава) без опасений получить «свисток». Хотя нужно понимать, что у всего есть разумный предел, и борщить с громкостью в этом случае не нужно. К тому же так и лёгкость на самом верху уходит. Тем не менее, можно сделать вывод – даже в 2-полоске есть свобода в настройке стыка твитеров с СЧ/НЧ звеном.
Теперь небольшое наблюдение по поводу взаимного расположения СЧ и ВЧ включении при через пассивный кроссовер – пригодится, если решите построить поканальную систему с активным делением НЧ/СЧ и пассивным – СЧ/ВЧ (так называемая 2,5-полосная поканалка). Во-первых, постарайтесь разместить серединки и твитеры как можно ближе друг к другу. Во-вторых, самое слитное звучание получается, если твитер расположен чуть дальше среднечастотника. Но поскольку в реальном инсталле объединить эти два условия, мягко говоря, сложно, оптимальным вариантом будет традиционная «матрёшка». Тем более, здесь она может получиться весьма компактной.
Добротная, породистая акустика, жанрово абсолютно универсальна, хорошо справляется и с «живой» спокойной музыкой, и с агрессивным роком, и с напористой электроникой. В ходе прослушивания показала хороший потенциал на сложных тестовых треках. Хороший вариант в системы классом выше среднего, включая соревновательные. Подберите достойный состав остальных компонентов, не забудьте про правильную настройку – и получите очень и очень прилично звучащую систему.