от Онлайн Издания CARMUS
Имя ESB давненько не звучало на российском рынке, а меж тем этот итальянский производитель существует больше 50 лет, и даже делает акустику для некоторых других брендов на условиях ОЕМ (к слову, компания даже младшие модели разрабатывает самостоятельно). В этом году, к счастью, «лёд тронулся», и акустику снова можно купить у нас, официальным дистрибьютором является компания MMS.
Чуть ранее мне уже удалось изучить серии акустики ESB постарше – сначала ну очень драйвовую «карбоновую» Cinquemila (5000 серия), потом не менее интересную, более деликатную и в чём-то даже более универсальную Tremila (3000 серия). А сегодня в лаборатории – акустика ESB Mille (1000 серия).
Как утверждает описание, она «призвана вовлечь в мир SQ тех, кто не хочет тратить много денег, но получить хорошее звучание». Что ж, посмотрим, тем более, цена компонентной модели ESB 1.6K2X действительно умеренная – 9690 рублей на момент этого теста. Заодно, как всегда, постарался сделать практические выводы – под какие музыкальные предпочтения она зайдёт лучше всего, и как полнее раскрыть её возможности, учитывая выявленные особенности.
И попутно отмечу, что есть версия этой же акустики ESB 1.6K2 (без Х в индексе модели), которая отличается чуть упрощённым кроссовером – он свёлся к фильтру первого порядка (конденсатору) в звене твитеров. Цена этого комплекта чуть ниже – 7990 рублей. И ещё есть коаксиалы ESB 1.6C, их цена на сегодняшний день – 6990 рублей.
Мидбасовые динамики имеют целлюлозные диффузоры с интересным шероховатым покрытием, что делает их похожими на динамики парочки других брендов. Но вы серьёзно делаете выводы по похожести? Давайте-ка лучше копать глубже, ибо я тестировать по внешнему виду не умею.
Впрочем, некоторые конструктивные особенности для начала всё же отмечу. Диффузоры неожиданно жёсткие, что можно зачесть в плюсы. Верхние подвесы – резиновые. Профиль без резких граней, это призвано уменьшить отражения механических напряжений от краёв диффузора. К слову, это получилось: резонансов в конусах действительно не возникает. Но об этом чуть позже.
Корзины – штампованные, с порошковым антирезонансным покрытием. В принципе, ничего особенного, но качество сборки понравилось, всё добротно.
Подводящие крепятся к нижней части диффузоров так, чтобы гарантировано избежать касаний его тыльной части при больших ходах.
Магнитная система без осевого канала в керне, катушка охлаждается через окна под центрирующей шайбой. Замечу, что так воздух интенсивней прокачивается именно вдоль самой намотки, так что проблем с охлаждением не предвидится.
Твитеры – с мягкими тканевыми куполами. Как показали измерения, геометрия куполов вполне удачная: резонансных деформаций в них практически не возникает.
По умолчанию идут в традиционных пластиковых корпусах для врезного монтажа, но ничто не мешает установить их и наружно: в комплект вложены вполне симпатичные «пульки».
Кроссоверы в модели ESB 1.6K2X – средних размеров и традиционной конструкции (напомню, есть ещё ESB 1.6K2, с минималистскими кроссоверами, но речь сегодня не о них).
В мидбасовом звене – ФНЧ первого порядка (катушка), в звене твитера – ФВЧ второго порядка (конденсатор и катушка) плюс аттенюация.
Уровень твитеров можно выбрать джампером из трёх вариантов: +3, 0 и -3 дБ. Потом посмотрю (и послушаю) какое положение в каких случаях может оказаться оптимальным.
ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ И АНАЛИЗ РАБОТЫ ДИНАМИКОВ
Набор параметров получился не совсем привычным, но в этом явно есть своя задумка. С одной стороны, для отмороженных аудиофилов повышенная добротность – это вроде бы минус, поскольку обещает смазывание фактуры баса. С другой стороны, по уровню баса всё получается как раз хорошо. При этом ход диффузора удерживается чуть более жёсткими, чем обычно, центрирующими шайбами (Vas меньше 10 литров у размятого динамика), так что в результате имеем выигрыш в количестве баса без риска разболтать динамик при повышении громкости.
Измеренные параметры ESB 1.6K2X Mille (1000 серия):
Впрочем, циферки – это лишь малая часть, выводы делать рано: есть же и другие факторы. Только посмотрите, какая завидная АЧХ получается – на редкость ровная до 2 кГц, да и выше динамик переходит в модальный режим спокойно, без резких всплесков АЧХ (ну, может, только совсем чуть-чуть жёсткий диффузор даёт о себе знать).
Резонансы в подвижках? Не, не слышал. При особом рвении можно разглядеть какие-то совсем незначительные следы в области 1,5 кГц, но и то это заметно лишь на фоне полного штиля вплоть до 3,5 кГц.
По искажениям картинка предсказуемая – с понижением частоты намечается лёгкий рост КГИ , что типично для динамиков с повышенной добротностью. Хотя по уровню КГИ – ничего критичного.
Твитеры – с традиционным «шёлковым» характером, в отведённой им области не безобразничают.
Купола не ломает (о чём как раз и говорил при разборе конструкции), так что ФЧХ получается ровной. Проще говоря, твитеры работают без «набегов» и «отставаний» отдельных частотных составляющих.
Вниз (по твитерным меркам) забираются относительно неплохо, рост искажений с понижением частоты плавный, не скачкообразный. Так что если задумаете поканалку, некоторая свобода в настройке стыка полос имеется.
Впрочем, штатный кроссовер слишком низко твитеры не отпускает и режет их относительно высоко. Электрически получается даже некоторый «разбег» в частотах ФНЧ и ФВЧ – вон какой горб на импедансе вылез.
Акустически, правда, всё выглядит более пристойно, полосы стыкуются примерно на 5-6 кГц.