ТEКСТ: plitkin ноябрь 2017, статья сайта http://stereo.ru
Продолжая сравнение с комплектами компактных сателлитов, способных вписаться практически в любое жилое помещение, отмечу, что в отличие от них набор напольных колонок потребует определенной организации пространства, в идеале — целой комнаты, отведенной под кино.
Эффект притяжения диалогов к центральной АС можно ослабить, использовав для нее стойку повыше
Обладателя резервного помещения площадью от 18 м² вряд ли отпугнет ценник данного комплекта. Отделка виниловой пленкой строгая и скромная, но качество ее безупречно. Цветовых решений предлагается всего два — черный и белый. Если в основе вашего кинотеатра будет проектор, я рекомендовал бы черный — просто чтобы уменьшить количество отражающих свет поверхностей в помещении.
Слушателю нет необходимости сидеть точно в центре благодаря равномерной дисперсии излучателей Uni-Q
В комплекте, представленном на мой суд в одном из демозалов компании ММС, имелась пара сабвуферов Q400b — представителей предыдущего (седьмого) поколения серии: нынешнее пока не обеспечено собственными басовиками. Модель эта проверенная и при использовании хорошего процессора соответствующего класса должна обеспечить требуемую поддержку саундтрекам. При работе с предложенным мне Primare SPA23 к согласованности НЧ-канала с остальными вопросов не возникло.
Глубина и мощь баса вполне подошли испытуемому комплекту, позволив не отвлекаться на дополнительные настройки и сосредоточиться на других аспектах звучания. Можно считать Q400b годным компаньоном для этих АС, но с одним замечанием — фактура отделки «старого» сабвуфера и новых колонок немного различается, и для кого-то это может стать препятствием.
В обновленной серии большая часть доработок касается динамиков. Твитеры получили демпфирующую трубу, а улучшенный подвес и конструкция диффузоров басовых динамиков позволяет им теперь выдавать больше баса на высокой громкости с меньшими искажениями.
Защитные решетки продаются отдельно — шаг навстречу тем, кто никогда не вынимает их из коробки
Кроме того, как и в предыдущем поколении линейки Q, у большинства АС (а в нашей системе — у всех) используется пассивный излучатель. Такое акустическое оформление известно давно, но особой популярностью не пользовалось. Однако современные материалы позволяют лучше, чем прежде, управлять звукопоглощением и демпфированием, поэтому в последнее время интерес к нему возрос. В идеале такой излучатель должен совмещать достоинства фазоинвертора и закрытого ящика. Забегая вперед, скажу, что KEF вполне удалось этого достичь.
Блок динамиков Uni-Q еще несколько лет назад казался футуристичным, а сегодня воспринимается уже как фирменный атрибут многих моделей KEF. Этот концентрический излучатель имеет характеристики, максимально приближенные к точечному источнику звука, что благоприятно сказывается на размерах зоны комфортного прослушивания и способствует точности формирования звуковых образов.
Цоколи у напольных моделей серии традиционные, с регулируемыми шипами
Эти свойства особенно ценны для построения кинотеатральной акустической системы, но я бы рекомендовал собирать комплект из громкоговорителей, содержащих идентичные блоки Uni-Q, — такой подход улучшит интеграцию каналов, и перемещения эффектов в пространстве станут более гладкими и бесшовными. В моем случае все АС комплекта были оснащены разнокалиберными динамиками. Подтвердились ли мои опасения? Сейчас узнаете.
Звучание в кино я начал исследовать с саундтрека в формате DTS-HD MA к фильму «Прометей». Колонки будто бы специально проектировались под эту дорожку. Эхо ангара, близкие диалоги и отдаленные шаги героев — все подавалось с одинаковым вниманием. Однако установленный под экраном центральный канал перетягивал все реплики на себя, они ощущались исходящими из точки, расположенной явно ниже, чем произносившие их на экране актеры.
Отличная артикуляция без резкости — фамильная черта серии Q восьмого поколения
Первое решение, которое приходит в голову, — использовать звукопроницаемый экран и установить центральную АС там. Однако не будем торопиться. Поставив фрагмент боевика «Джон Уик» с демодиска Dolby TrueHD, я ничего подобного не заметил. Дождь, вертолет и музыкальное сопровождение в сцене драки находились там, где и было задумано режиссером. Вертолет кружил над местом действия, дождь и музыка заполняли все пространство, а удары кулаков Киану Ривза попадали точно в цель, словно забыв о расположении центрального громкоговорителя.
Каждый из вариантов отделки комплектуется динамиками с диффузорами соответствующего цвета
Когда я решил проверить плавность перемещения эффектов между колонками, полностью переключив на них свое внимание и даже отвлекшись от просмотра фильма, оказалось, что можно идентифицировать области пространства, за которые отвечает каждая АС. Для создания полностью бесшовного звукового поля я бы все же попробовал собрать комплект, состоящий, например, из KEF Q650c и KEF Q750. Однако у имеющегося варианта есть преимущество в стерео, поскольку Q950 занимают верхнюю строчку в линейке. И прослушивание это подтвердило.
Поставив компакт-диск Rush «Permanent Waves», я обнаружил, что фронтальные колонки не нуждаются в поддержке сабвуфера. Они выдавали широкий частотный диапазон с немного подчеркнутыми краями, да и стереосцена размерами не обделена, что позволило на время забыть о существовании остальных АС.
Помимо технических преимуществ, блок Uni-Q еще и экономит место на передней панели
Для рока, впрочем, Q950 показались несколько беззлобными. Зато их тщательность в передаче деталей и некоторая интеллектуальность подтолкнули к прослушиванию более сложной музыки. Гитарные переборы и вокал в песне «The Sage» с диска ELP «Pictures At An Exhibition» действительно рассказали долгую и драматичную историю, завершившуюся в старом замке.
Сабвуферы немного отличаются от обновленной линейки Q отделкой, но их не обязательно располагать на самом видном месте
KEF Q прекрасно справляется с многоканальными музыкальными записями, особенно в высоком разрешении. Звуковая сцена простирается во все стороны без ограничений, инструменты локализуются точно. Ритмика хороша — слитные партии не расслаиваются, а в полифонии легко можно проследить движение каждого голоса. В записи «Dance» ансамбля Cappella SF я ощущал себя сидящим между хором и аккомпанирующим ему ансамблем; казалось, стоит сделать несколько шагов, и окажешься рядом с музыкантами.
Разнородность динамиков, вопреки моим опасениям, позволила комплекту стать действительно универсальным. Он хорош для многоканальной музыки в высоком разрешении, практически безупречен в кино и отлично подойдет тем, кто любит послушать двухканальные фонограммы, не пропуская их через процессор. Этой системе KEF подойдут любые жанры, разве что стоит иметь в виду некоторую нехватку агрессии.
Достоинства: внимание к деталям, полномасштабный звук в стерео и многоканальной музыке, качественная отделка
Недостатки: может потребоваться размещение АС центрального канала за экраном или добавка верхних фронтальных колонок для выравнивания звучания в кино по высоте
Официальный сайт: KEF Q550, KEF Q950, KEF Q650c, KEF Q400b
Цена: KEF Q550 — 63 300 рублей, KEF Q950 — 99 600 рублей, KEF Q650c — 35 700 рублей, KEF Q400b — 26 000 рублей
KEF Q950
KEF Q550
KEF Q650c
KEF Q400b